10 игр с развивающими карточками для полезного досуга с детьми

    Известный факт — показ карточек воспринимается ребёнком как игра, и одновременно помогает малышу развиваться: учить новые слова и предметы, формы и явления, искать сходства и отличия, считать, тренировать память, слух, зрение и, конечно, воображение. Начинать играть и заниматься с карточками можно с чуть ли не с самого рождения ребёнка и до самой школы (например, карточки, которые обучают английским словам можно начинать использовать как с двух-трёх лет, так и ближе к шести годам). Мы предлагаем вам 10 вариантов для занятий — от простого к более сложному — на примере наборов популярной серии развивающих карточек «Смотрю. Играю. Узнаю. 70 развивающих карточек для занятий с детьми» от Издательского Дома Мещерякова.

    1. Знакомство с объектами

    Малышей мы знакомим с изображениями на карточках, показываем и называем вместе с ним. Постепенно мы усложняем игру и не только называем предметы, но и описываем их, показываем трёхмерные аналоги, учим взаимодействовать с предметами. Например: «Это — мяч. Он — круглый», «Это мишка, как у тебя, он мягкий», «Это каша, она вкусная, ты её кушаешь». Все изображения на карточках — фотографичные, чтобы ребёнку было легко соотносить изображение с предметами в реальном мире.

    Смотрю играю

    2. Найди и покажи

    По мере развития физических и речевых навыков ребёнка можно провоцировать его на ответную реакцию, подключая движения и речь. Например, попросить найти мяч и показать, как с ним можно играть или найти кошку и изобразить, как она умывается и разговаривает. Этот вариант отлично подойдёт для подвижных малышей, они с удовольствием будут прыгать как зайчик или топать и рычать как медведь.

    Смотрю играю

    3. Цвета и фигуры

    Вторая сторона карточек идеально подходит для изучения цветов и геометрических фигур. Карточки в этом плане удобнее книг, так как их можно использовать в нужной вам последовательности и количестве, периодически меняя игры. Также как с предметами вы сначала знакомите ребёнка с понятиями, изображёнными на карточках, а затем усложняете задачу и просите его самого найти, например, все жёлтые карточки, карточки с одинаковыми фигурами, все красные или круглые предметы в комнате.

    Смотрю играю

    4. Счёт

    В наборе «70 развивающих карточек для занятий с детьми. Набор №2» на оборотной  стороне карточек изображены не только формы и цвета, но и количество: «2 красных квадрата», «7 зелёных ромбов». Ребёнок может не только учить формы и цвета, но и считать и различать цифры. Показывая цифры от 1 до 10, просите малыша показать на пальчиках число («Сколько квадратов — один, покажи один пальчик»), рисовать все цифры, постепенно усложнять — просить найти карточки с определённым количеством («На какой карточке 5 ромбов») и определённое количество карточек («Дай мне, пожалуйста, 5 карточек с животными»). 

    Смотрю играю

    5. «Съедобное — несъедобное»

    Карточки идеально подходят для знакомства с общими свойствами предметов. Вы можете разбирать с ребёнком карточки по принципу «съедобное — несъедобное», «живое — неживое», «опасное — неопасное», «большое — маленькое», и таких вариантов может быть много. Все карточки разделены по тематикам, сначала попросите малыша выбрать все карточки с ягодами или грибами, а потом попросите показать те, на которых изображено то, что можно кушать, а что нельзя; выберите карточки с животными и покажите тех животных, которые могут укусить, и тех, которых можно трогать. 

    Смотрю играю

    6. «Похожи — не похожи»

    С детьми 2,5-3 лет можно придумать игры, в которых одновременно задействованы разные стороны карточек. Попросите малыша найти общие и отличительные характеристики круга и мяча или синей тарелки и синего треугольника. Попросите нарисовать их или разложить по парам. 

    Смотрю играю

    7. «Самый внимательный»

    Вы сможете потренировать внимательность и память ребёнка, используя эти карточки. Например, вы выкладываете на стол несколько изображений и просите малыша запомнить то, что он видит и отвернуться. Затем вы меняете две карточки местами. Ребёнок поворачивается, вы просите его показать (сказать), что изменилось. Более сложный вариант: карточки в определённом порядке разложены на столе, ребёнок внимательно смотрит на них, чтобы запомнить расположение. Затем он отворачивается, а вы переворачиваете все карточки. Ребёнку нужно вспомнить положение карточки с предметом, который вы называете. Часто трёхлетние малыши внимательнее их родителей и играют в эту игру лучше своих пап и мам.

    Смотрю играю

    8. Карта

    Карточки отлично подойдут для развития пространственного мышления. Разложите 9 карточек в форме квадрата 3х3 или 4х4 и попросите ребёнка найти «самую правую в верхнем ряду» или спросите «что изображено на карточке, которая находится под картинкой с пирамидкой». Дальше можно усложнять и тренировать память (см. предыдущую игру) — переворачивать «самую правую в верхнем ряду» и попросить вспомнить, что на этой карточке было изображено. 

    Смотрю играю

    9. «Попробуй, угадай»

    Отличная речевая игра с карточками — загадывать объекты, которые на них изображены. Вы прячете в сундучок карточку и просите ребёнка угадать, что вы задумали. Малыш может задавать вам вопросы о предмете («живое-не живое», «дома-на улице», «большое-маленькое»), а вы отвечаете. Конечно, сначала вы должны будете помогать ему придумывать и формулировать вопросы. Потом можно поменяться местами, ребёнок загадывает предмет, а вы отгадываете.

    Смотрю играю

    10. Семейные истории

    Карточки из этих наборов отлично подойдут для придумывания историй. Вы наугад просите ребёнка достать из мешочка три карточки и смотрите что на них изображено.  Например, это кукла, туфли и яблоко. Один из вариантов истории «Кукла Маша любит яблоки. Она обула свои красные туфли и пошла в магазин за яблоками». Сначала главным рассказчиком будете вы, но постепенно количество карточек будет увеличиваться, а роль ребёнка будет расти.

    Смотрю играю

    Игр существует много, иногда их даже не нужно придумывать — ваш ребёнок сделает всё за вас. Главное правило — играть вместе с малышом, не заниматься слишком долго (чтобы не потерять интерес) и получать удовольствие от совместного времяпрепровождения!