10 правил для родителей по Оскару Бренифье

10 правил для родителей по Оскару Бренифье

Оскар Бренифье — французский писатель, официальный эксперт ЮНЕСКО, директор Парижского института практической философии, основоположник теории и практики философского консультирования. Автор около 30 книг в области практической философии, в том числе книг для детей; специалист по детскому развитию. Оскар очень много путешествует по миру и организует для детей и взрослых философские семинары «Искусство задавать вопросы».

10 правил для родителей по Оскару Бренифье

Первое правило

Учитесь терпению, работайте над собой, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок научился мыслить. Создавайте для него пространство для развития.
В любой стране мира нетерпение родителей — главное препятствие к тому, чтобы дети думали. Оскар приводит такой пример из реальной беседы. Однажды к нему подошла девочка. Он спросил, как её зовут. Но мама, которая стояла рядом, ответила за дочку, назвала её имя. Тогда Оскар спросил у мамы, почему она отвечает за своего ребёнка? На что мама моментально сказала, что её дочка очень стесняется. И Оскар на этом примере показывает основную проблему нетерпеливых родителей — они знают обо всём на свете лучше, чем их дети, и не дают возможности своему ребёнку даже попробовать ответить.

Помните, когда вы задаете ребёнку вопрос, он может ответить на него не сразу или сказать: «Не знаю». Упражняйтесь в терпении, не говорите за ребёнка, особенно если вы считаете, что знаете всё лучше других.

Второе правило

Задавайте ребёнку как можно больше вопросов, ведь вопрошание — это ключ к тому, чтобы заставить детей думать.
Любой вопрос, адресованный вашему ребёнку, естественным образом запускает его врожденную способность к исследованию всего нового. И ваша взрослая задача в том, чтобы дети с тем же удовольствием путем собственных наблюдений и размышлений продолжали и дальше познавать окружающий мир во всем его многообразии.

Третье правило

Задавайте ребенку невежественные вопросы. Ещё Сократ говорил, когда ты ищешь истину, нужно быть невежественным.
Смысл в том, чтобы не знать ответы на свои вопросы в общении с ребёнком, даже если вы эти ответы знаете. Иначе вы будете требовать от ребёнка правильного с вашей точки зрения ответа.

Если вы хотите, к примеру, услышать ответ на вопрос, сколько будет два плюс два, и ждёте правильного ответа «четыре», то знайте, что так вы не развиваете мышление — вы просто проверяете знания. Настоящее вопрошание начнётся тогда, когда вы поинтересуетесь у ребёнка, как он пришел к своему выводу (4, 5 или любой другой ответ на ваш вопрос прекрасно подойдёт).

Уверяем вас, что будет значительно интереснее увидеть, как ваш ребёнок думает!

Четвёртое правило

Не бойтесь быть несовершенными, неидеальными родителями и будьте честны перед собой.
Склонность родителей к перфекционизму сильно усложняет жизнь и приводит к разочарованиям. Если вы всё время говорите всем, что ваши дети — прекрасны и никогда не доставляют вам хлопот, скорее всего, вы себя обманываете. В глазах других людей вы стараетесь быть идеальными, но в семье, возможно, вы далеко не всегда можете найти общий язык со своими детьми и полюбовно договориться о чем-то. Вспомните о том, что мы — и взрослые, и дети — сложные существа, люди. А значит, всегда будут возникать какие-то проблемы. И это не преступление и не грех, а просто реальность. Так что будьте несовершенными, настоящими, и тогда жить будет легче.

Пятое правило
Не превращайте ожидания от ребёнка в одержимость, не заставляйте его быть лучшим во всём.

В этом действительно есть большая трудность у родителей — они имеют ожидания относительно ребёнка, зачастую оказывают на него давление, добиваясь каких-то конкретных или выдающихся результатов. Многие хотят, чтобы их дети были лучшими. Но в этом есть логическая проблема: не может каждый стать лучшим в классе из 30 человек. В результате ребёнок воспитывается таким, что он не способен принять неудачу. Потом мы имеем много подростков, которые кончают жизнь самоубийством из-за неудачных экзаменов.

Да, хорошо иметь моральные ценности, знания и передавать их ребёнку, но когда это превращается в одержимость, жизнь ребёнка становится несчастной. А в этом нет никакого смысла.
Одна мама видела в проблему в том, что ее ребенок плохо учится по математике. Оскар спросил: «Предположим, ваш ребёнок плохо играет в хоккей. Вы бы навязывали ему, что он должен заниматься больше, чтобы стать чемпионом по хоккею?» Мама ответила: «Нет, это не имеет смысла». «Если это не имеет смысла в хоккее, почему вы не принимаете это в отношении школы? — спросил Оскар. — Ваш ребёнок — такой, какой есть. Школа — это не конец света, хоть она и важна. Есть много людей, которые ведут прекрасную жизнь, но не являются чемпионами в школе».

Шестое правило

Учите ребёнка правде и перестаньте врать сами.
Чтобы говорить с ребёнком, нужно учить его правде. «Не всегда» — лгущее слово. «Да» или «нет» — такие ответы должны быть на вопросы. Чтобы думать вместе, нужно перестать врать.

Седьмое правило
Не усложняйте.
Усложнение — типичная проблема мышления.

Из-за того, что родители усложняют некоторые вещи, они предпочитают не говорить с ребёнком об этих вещах. Так в семьях часто не говорят с детьми о лжи или говорят о ней, когда хотят отругать. Это потому, что родители окрашивают ложь в ужасные краски. Ложь — неотъемлемая часть нашей реальности, и о ней тоже необходимо говорить с ребёнком без вранья и преувеличения её ужасности.

Восьмое правило
Не избегайте прямого ответа на вопросы и учите этому детей.
Объяснение до ответа или вместо ответа — это лишь способ убежать от него. На вопрос «Ты разбил стакан?» просите сначала ответить «да» или «нет» и не выслушивайте объяснения: «Давай я тебе всё объясню про стакан!» Сперва ответ! Да или нет? Потом объяснение.

Девятое правило
Будьте гибкими.
Когда вы разговариваете с ребёнком и хотите, чтобы он подумал, надо всё время придумывать вопросы, возвращаться назад, спрашивать одни и те же вещи по-другому. Если вы не будете гибкими, вы не придете к желаемому результату — чтобы ребёнок учился мыслить.

Десятое правило
Не жалейте ребёнка из-за того, что ему приходится сталкиваться с трудностями.

Если вы дадите ребёнку возможность, не будете излишне жалеть его — он чему-то научится. Так, первый урок на велосипеде может быть для ребёнка ужасным. Не бойтесь, что ему трудно. Попробуйте снова. После 5–6 урока вы не сможете снять его с велосипеда. Вам надо пройти это вместе с ним, но не нужно избегать трудной темы для обсуждения. Сначала часто бывают неудачи в новых делах и признавать это действительно болезненно.

Но чтобы научиться чему-то новому, иногда приходится пройти через драму. И это тоже способ обучения. Чехов в своих произведениях позволяет нам открывать человеческую душу, но это не смешно. Почему же тогда мы смотрим его пьесы, почему Чехов считается великим писателем? Он помогает нам понять себя. Не нужно бояться драмы, иначе вы будете ходить только на комедии.

Материал подготовлен при поддержке

Вам может быть интересно