100-летие необычной школы

    В этом году исполняется 100 лет вальдорфской педагогике. Необычная система воспитания всегда вызывала много вопросов и споров. Разбираем, чем вальдорфская школа отличается от традиционной.

    В начале ХХ века владелец табачной фабрики Эмиль Мольт был обеспокоен жалобами своих сотрудников на ситуацию в сфере образования в Германии. В его сознании зародилась идея создания новой школы. В то время философ и педагог Рудольф Штайнер публично высказывал ряд прогрессивных идей, касающихся педагогики. Его методы показывали прекрасные результаты. Фабрикант Эмиль Мольт был вдохновлён идеями Штайнера и предложил ему открыть школу и стать её руководителем. В 1919 году в городе Штутгарте при табачной фабрике «Вальдорф-Астория» было открыто первое учебное заведение. Отсюда и произошло название «вальдóрфская школа». 

    Вальдорфская школа

    Сегодня данная образовательная система получила международное призвание. В мире насчитывается около 1000 школ, 2000 детских садов. В России - 32 школы и 65 детских садов. Большая часть из них являются негосударственными образовательными учреждениями.

    В основе вальдорфской педагогики лежит представление о том, что каждый ребёнок должен развиваться в своём темпе. В оборудовании школы используются только натуральные материалы, ученики сами изготавливают пособия. Обучение начинается с 7 лет и длится 11-12 лет. Школьникам предлагается не заучивать новую информацию, а работать с ней — проводить исследования, наблюдать, устанавливать взаимосвязи. Огромная роль отводится классному учителю. Он является единственным преподавателем первые 7-8 лет обучения и в значительной степени самостоятельно планирует учебный процесс.

    Утро в вальдорфской школе начинается с «главного» или «основного» урока, он длится 1,5-2 часа. Основные предметы преподаются большими учебными периодами, так называемыми «эпохами», при такой подаче материала ребёнок погружается в тему.

    Главным отличием от традиционной школы является отсутствие отметок, что позволяет избавиться от элемента состязательности. Исключение составляют 4, 9 и 11-ые классы — согласно требованиям Министерства образования все учащиеся должны быть аттестованы по обычной шкале баллов. Также оценки выставляются при переводе ребёнка в общеобразовательную школу.

    С первых классов изучают два иностранных языка. Огромное внимание уделяют творчеству и рукоделию:  учатся вязать на спицах, много рисуют, танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах. В школе царит атмосфера любви и заботы, дети с удовольствием посещают занятия. Родители принимают активное участие в школьной жизни: участвуют в концертах и праздниках.

    Несмотря на все вышеперечисленные достоинства, у данной системы образования есть и недостатки. Работа с учебниками минимальна, дети изучают то, что сами записали в рабочей тетради. Здесь не используются компьютеры, планшеты, телевизоры, таких же правил желательно придерживаться и дома. Знания и навыки учеников не совпадают с их ровесниками из других школ. Обучение чтению начинается со второго класса. Из-за отсутствия оценок могут возникнуть трудности с переходом в другую школу, обычно детей переводят на класс ниже. Вальдорфских выпускников можно назвать гуманитариями, им прекрасно подходят творческие профессии. Но вот знаний по математике, физике, химии, необходимых для поступления в технические вузы, может быть недостаточно.

    Однозначного ответа на вопрос, доверять своего малыша таким нестандартным учебным заведениям, пока нет. Каждый родитель должен самостоятельно решить подходит ли данная система обучения его ребёнку.