«Что такое хорошо и что такое плохо»?!

    Для того, чтобы маленький человек стал взрослым, ему необходимо пройти определённые ступени развития и узнать, «что такое хорошо и что такое плохо». И в этом процессе родители играют огромную роль. Именно они должны показать малышу границы допустимого поведения, считает психолог Елена Тарасова.

    Используем два механизма: поощрение и наказание!

    И обойтись одними поощрениями нельзя, так как ребёнок не всегда совершает правильные поступки. Нельзя закрывать глаза на все проступки, иначе у маленького человечка не сформируется представление о том, что можно делать и что нельзя. Кроме того, если вы потакаете любым детским капризам, то у детей складывается эгоистичное отношение к людям и полностью отсутствует понятие о границах дозволенного.

    Поэтому наказание должно иметь место. Однако следует помнить, что наказание — это, прежде всего, сигнал ребёнку о том, что он нарушает определённый порядок, правило. То есть задача родителей привить малышу понятие о том, что существуют правила, которые нельзя нарушать. А эти правила должны установить родители. Например, самые элементарные — не высовываться в окно, не выбегать на проезжую часть. Если же такие правила вы не установили, то не следует и требовать их исполнения. 
    Непослушание легче предотвратить, чем пытаться потом исправить ситуацию.

    Поэтому попробуйте последовать следующим советам: 

    1. Очень важно объяснять все запреты ребёнку, а не просто запрещать. Так детям будет проще, понятнее. Обращайтесь к малышу дружелюбным тоном, когда объясняете, почему вы запрещаете ему что-то. Вы увидите, что тогда у ребёнка не будет возникать желание не слушаться вам назло. 
    2. Кроме того, запомните: должны быть категорические запреты — например, нельзя трогать утюг, и запреты, зависящие от обстоятельств — например, сейчас у мамы болит голова, значит нельзя шуметь (а потом можно будет вести себя не так тихо). 
    3. Ни в коем случае родители не должны сами нарушать установленные правила. Ведь вы — пример для ребёнка. Соблюдать правила должны все члены семьи, ведь если мама и папа говорят одно, а бабушка — другое, ребёнок просто запутается. 
    4. Важный момент — не забывайте про возраст своего ребёнка. То, что позволительно двухлетнему малышу, недопустимо для дошкольника. Не запрещайте ребёнку делать вещи, которые естественны для его возраста. Например, малыш бегает, прыгает и падает, соответственно, вымазывает одежду. Однако бегать и прыгать — это природные потребности растущего малыша. Если же непослушание предотвратить не удалось, то наказывать необходимо сразу после совершения проступка, иначе ребёнок просто забудет о том, что он сделал и не поймёт, за что вы его наказываете. В таком случае вы не добьётесь ожидаемого результата, а ребёнок обидится и решит, что его не любят.

    Итак, какое же наказание выбрать? 

    Некоторые родители считают, что ремень — лучшее лекарство от непослушания. Однако физическое наказание вызывает у ребёнка чувство обиды и озлобляет его. Дети, к которым применяли физическое насилие, вырастают замкнутыми и жестокими, стремятся побить более слабых. Ударив ребёнка, можно нанести ему психическую травму, последствия которой проявятся не сразу, а через много лет. Поэтому постарайтесь выбрать для наказания другой метод. Обязательно надо поговорить с малышом, объяснить, что вы расстроены из-за его непослушания. Ребёнку важно дать понять, что за свои действия надо отвечать. То есть, если он совершил проступок и понимает это, то должен понести наказание. Но прежде, выясните, действительно ли он понимал, что вёл себя плохо. Ведь может оказаться, что ребёнок совершил проступок неосознанно, не специально. 

    Кроме того, задумайтесь, как часто вы хвалите и поощряете малыша? 

    Возможно, поощрений гораздо меньше, чем наказаний, а ведь ребёнку необходима любовь и ласка. Чаще обнимайте малыша, говорите ему о том, что вы его любите. Может быть тогда количество провинностей резко уменьшится, ведь ребёнку не надо будет обращать на себя внимание, родители и так будут уделять ему достаточно времени. Иногда очень действенным методом является игнорирование ребёнка. Детям необходимо внимание родителей. Перестаньте разговаривать с ребёнком, и он сразу же захочет извиниться. Можно запретить ребёнку смотреть любимые мультфильмы в этот день или лишить сладкого. Но, ни в коем случае, не лишайте его, ужина и т.д., то есть того, что является естественными потребностями. 

    Попробуйте установить в семье символическое наказание. 

    Например, сидение на месте — стуле или диване. В этом наказании нет унижения и жестокости, но в то же время для ребёнка ограничение движения — серьёзное лишение. Для того, чтобы наказание было не напрасным, ребёнку необходимо осознать, что он нарушил хорошие взаимоотношения со взрослыми. Иначе наказание становится просто актом насилия. 

    наказанный ребенок

    Психологи считают, что наказание должно иметь тройное значение:

    • Оно должно исправить вред, который причинён плохим поведением​.
    • ​Наказание направлено на то, чтобы подобные действия больше не повторялись.
    • Снятие вины, то есть само наказание должно снять вину. Так в наказании усматривается момент справедливости. Ведь при любом наказании ребёнок должен знать, что наказание справедливо, что его по-прежнему любят, но в данной ситуации он поступил неправильно.

    Наказание должно носить временный характер, например, два дня нельзя играть в компьютере. И ещё не вспоминайте прежние проступки ребёнка, говорите только о том, за что наказываете именно сейчас. Необходимо избегать оскорблений, приклеивания «ярлыков». Оценивайте именно данный поступок ребёнка, а не его личность. Ведь если любому человеку часто повторять, что он болван, то, в конце концов, он в это поверит. Такое поведение со стороны родителей формирует у ребёнка заниженную самооценку, что в будущем приведёт к появлению множества проблем. Наказание не должно отменять награды. Если вы ранее что-то подарили ребёнку, ни в коем случае нельзя это забирать за плохие поступки. А ещё не нарушайте данные ранее обещания, например, пойти в зоопарк. Часто родители, наказывая ребёнка, преследуют свои цели, то есть просто избавляют себя от лишних переживаний. Например, вы боитесь, что ребёнок, занимаясь спортом, может получить травму. Если ребёнок совершает проступок, ему запрещают идти на тренировку. В итоге, ребёнок будет думать не о своём проступке, а о том, что родители несправедливы. Иногда мы наказываем ребёнка из-за своего плохого настроения. Это абсолютно недопустимо, так как своё самочувствие мы всё равно не улучшаем, а ребёнок страдает. Поведение взрослых в данном случае расходится с целью и приносит вред. Ребёнок сначала плачет и просит прощения, но он не ощущает своей вины, поэтому не получает никакого урока на будущее.

    <Не забывайте о прощении. Часто мы требуем извинений лишь формально, не задумываясь о том, готовы ли мы простить на самом деле. Простить — означает, что вы никогда не будете припоминать проступок при дальнейших разногласиях. Простить — это не значит забыть, это значит поменять отношение к тому, что произошло. Простите провинившегося, утешьте его, ведь ему сейчас тяжело и ещё раз объясните, за что он наказан. Воспитание ребёнка — это большой труд. А главное правило в воспитании — любовь и восприятие ребёнка, как личности, как человека. Не забывайте об этом.

    — Тарасова Е.В.