Как сохранять спокойствие, делая домашнее задание вместе с ребёнком?

    Многим родителям знакомо это чувство, когда нужно сделать с ребёнком домашнее задание, а вы держитесь из последних сил, чтобы не сорваться. Чтобы справиться со сложившейся ситуацией, существует несколько лайфхаков, о которых мы вам и расскажем. Итак, как сделать совместный процесс обучения приятным и комфортным как для родителя, так и для ребёнка?

    Предоставьте детям возможность делать домашние задания самостоятельно

    Бывает такое, что на самом деле ребёнок отлично справляется с «домашкой» и без «надзирателя». Посмотрите, что будет, если он сделает уроки без вашей помощи — практика показывает, что многие справляются сами с первого же дня учёбы, а некоторым нужна помощь только организационного характера.

    Как понять, что ребёнку всё же нужна реальная помощь:

    • он начинает плакать, злиться или отнекиваться от учёбы каждый раз, когда надо садиться за задание;
    • не понимает смысл заданий и не знает, что именно надо делать;
    • отстаёт от одноклассников в пройденном материале;
    • не может сосредоточиться на задании и постоянно отвлекается;
    • засиживается за учебниками допоздна без какого-либо явного результата;
    • сам попросил вас ему помочь.

    Разберитесь, в чём проблема

    Если вы видите, что ребёнок не выполняет какие-то задания, то прислушайтесь к нему, чтобы понять, почему это происходит. Очень важно подобрать правильный ключик и разобраться в том, как мыслит ваш ребёнок. К примеру, кому-то сложно решать задачки по физике из-за того, что они не понимают, как в реальности течёт река, или не могут умножать и делить, не зная, что при этом происходит с числами. Такие штуки достаточно просто решаются выбором аналогий, понятных ребёнку, и, как только он заполнит свой пробел, обучение пойдёт как по маслу.

    Полезно узнать, каким способом ребёнок быстрее и лучше воспринимает информацию — при чтении, рисовании, конспектировании, устном повторении и т.п. На основании этого можно подобрать тот формат обучения, который будет ему наиболее комфортен. Помните, что не существует плохих учеников, но существует те, кого по каким-то причинам не смогли научить.

    Не делайте уроки за ребёнка

    Бывает такое, что ребёнок вдруг перестал интересоваться учёбой и совсем не уделяет время выполнению домашнего задания. Сделать быстренько всё за него в такой ситуации совсем не поможет решению проблемы — вместо этого узнайте, в чём дело, и почему пропала мотивация к учебе. Решения, в зависимости от корня проблемы, могут быть самыми разными, вплоть до перехода в новую школу или смены формы обучения. Но если ребёнок перестал учиться, а вы делаете это вместо него, то помощью такое назвать сложно. Смысл в том, чтобы в итоге он начал выполнять домашнюю работу самостоятельно, а не ждал, что ему «принесут всё на блюдечке».

    Примите и осознайте собственные чувства

    Этот пункт про те самые родительские раздражения. Чаще всего родители сталкиваются со стыдом за ребёнка («почему это он хуже других?»), чувством вины («если у него что-то не получается, значит, я плохо его воспитываю»), страхом про неизвестность в будущем («вот сейчас будет плохо учиться, а потом не найдёт хорошую работу и вообще ничего не добьётся»). Такие мысли надо «ловить за хвост» и прорабатывать, чтобы не обрушивать в самый неподходящий момент на ничего не подозревающего отпрыска.

    Несколько способов справляться с чувствами вины и стыда:

    • Поиграйте с ребёнком в непринуждённой обстановке, отвлекитесь от учёбы и мыслей об его успехах в этой сфере;
    • Попросите его помочь вам с тем, что у него отлично получается — готовка, уборка, поделки;
    • Устройте посиделки с чаем и печеньями, чтобы разрядить напряжённую атмосферу, отдохнуть и расслабиться;
    • Обратитесь к психологу, чтобы поддержать себя и научиться справляться с виной и тревогой.

    Разбивайте материал на части

    С высоты своего возраста многие вещи, изучаемые в начальной школе, кажутся нам абсолютно очевидными и вообще не требующими внимания. Почаще вспоминайте о том, что для ребёнка это не так, и на усвоение того факта, что «дважды два = четыре», ему действительно может понадобится время. Не бегите «галопом по европам» и дайте ребёнку время, чтобы разделить материал на маленькие кусочки и усвоить его постепенно.

    Представьте себя на месте ребёнка и постарайтесь понять, что он чувствует

    Часто «трудные» ученики вырабатывают защитные реакции, чтобы справиться со стрессом — например, притворяются ещё глупее, чем они есть на самом деле, чтобы им не задавали лишних вопросов. Многие боятся самого факта проверки знаний, даже если они всё знают. В этом случае есть смысл отойти от формальностей и дать понять ребёнку, что учёба — это не только опросы и контрольные, но и интересный, даже волнительный процесс получения новых знаний. Можно попросить ребёнка самому придумать тест и опросить вас, представив себя в роли учителя. Главное — разобраться с негативными эмоциями, которые вызывает учёба, иначе триггер будет слишком сильным, и ребёнок попросту не сможет нормально относиться к собственному образованию.

    Выработайте определённый ритм

    Если проблема именно в том, что малыш не может сосредоточиться и постоянно отвлекается, то нужно продумать, в каком темпе будет продвигаться ваша работа, а потом научить его самостоятельно входить в заданный ритм. Для этого есть несколько простых приёмов, например:

    • Поставьте таймер на 10 или 15 минут, и, пока ребёнок в течение этого времени выполняет задания, держите руку у него на голове. По истечении времени уберите руку и сделайте с ним 5-минутную паузу, после чего повторите цикл до тех пор, пока задание не будет полностью выполнено. С возрастом циклы могут увеличиваться.
    • Микропаузы. Нужны для того, чтобы отвлекаться согласно плану, а не позволять организму делать неконтролируемые по времени перерывы самостоятельно.

    Научите ребёнка разбираться в том, чего он не понимает

    Речь о том, что нужно уметь задавать правильные вопросы, чтобы получить ответы и восполнить пробелы в знаниях, а не просто плакать и расстраиваться с того, что ничего не понимаешь. Такие навыки называются метакогнитивными — то есть о знании того, что ты знаешь и не знаешь, а также о понимании того, как именно работает твой мозг. Это очень важно для того, чтобы на вопрос о том, что он не понимает, ребёнок ответил не «ничего не понимаю!!», а объяснил, в чём именно загвоздка. Понимать, как двигается в голове мыслительная цепочка, очень полезно не только детям при выполнении домашних заданий, но и взрослым на протяжении всей жизни.

    Принимайте во внимание индивидуальные особенности

    Кому-то может быть проще учиться по утрам, а кому-то лучше даётся запоминание информации поздним вечером. Кто-то лучше соображает после плотного обеда, а кого-то, напротив, клонит в сон, и работается лучше на голодный желудок. Ответы на эти вопросы индивидуальны, поэтому стоит хорошо знать биоритмы и организм вашего ребёнка, чтобы правильно на них реагировать. Почаще спрашивайте себя, насколько эффективна в данный момент ваша подготовка к урокам, и действительно ребёнок всё хорошо и надолго усвоит, работая в заданном темпе.

    Сохраняйте гибкость

    Возможно, ребёнок ленится не потому, что сопротивляется учебному процессу, а потому, что таким образом пытается сохранить свои силы, зная, что предстоящая работа будет слишком сложной, и он объективно с ней не справится. Возможно, вы взвалили на него слишком много, и он не в состоянии совмещать, к примеру, несколько кружков и учёбу в лицее. Возможно, ему будет комфортнее дома или в специальном классе. Помните, что ребёнок не обязан быть супер способным отличником, которому всё легко даётся, и, возможно, его сильные стороны просто не в учёбе.

    Попробовать вышеописанные пункты стоит хотя бы для того, чтобы понять, какой из случаев подходит под ваш, и не паниковать от того, что у вас и вашего ребёнка что-то не получается. Вы обязательно справитесь с любой из возникших ситуаций, если найдёте к ней правильный подход. Очень надеемся, что наша статья вам в этом поможет.