Метод зелёной ручки — как это работает?

    Известный блогер Татьяна Иванко в ходе воспитания и подготовки к школе своей дочери придумала принципиально новый метод обучения, который назвала методом «зелёной ручки». Татьяна учила дочку писать, используя прописи. Обычно в такой ситуации родитель подчеркивает красной пастой неверно написанные буквы, чтобы ребёнок впоследствии их исправил. Татьяна, однако, сделала всё с точностью до наоборот — она взяла зелёные чернила и стала подчёркивать те буквы, с которыми девочка отлично справилась. Ребёнку очень понравился новый метод, дочь начала спрашивать, какая буква получилась лучше всего, после чего очень радовалась своим достижениям.

    Зачем это нужно?

    Иногда мы даже не задумываемся о том, насколько привыкли мыслить категориями ошибок. Если из 20 задач правильно выполнены 19, то внимание акцентируется именно на той одной, которую по каким-то причинам выполнить не удалось. Всё это порой приводит к разного рода перфекционизму, неврозам и завышенным ожиданиям вместо умения обращать внимания на положительные стороны и радоваться успешным мелочам.

    Хотим мы этого или нет, подсознание очень чутко реагирует на, казалось бы, самые незначительные ситуации, формируя из этого качества личности. Согласитесь, вам бы не хотелось, чтобы ваш ребёнок вырос нервным и вечно недовольным как собой, так и другими людьми, выискивая везде одни только недостатки. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен метод «зелёной ручки».

    Как применять?

    Конечно, ситуация с подчёркиванием правильных моментов вместо ошибок на письме — наиболее яркий пример, но применять этот метод можно и на все остальные ситуации в воспитании. В широком смысле, метод «зелёной ручки» означает то, что акцент надо делать на успехах ребёнка, а не на его неудачах. Иногда сделать это бывает сложно — к примеру, вы столкнулись с тем, что сын испортил ваш любимый ковёр, разлив на него краску. Вместо того, чтобы отругать малыша, спросите его, в чём была задумка. Скорее всего, вы получите логичный (с его точки зрения) ответ о том, что именно он собирался нарисовать на ковре. Соблазн накричать на ребёнка за порчу имущества велик, но не торопитесь — гораздо уместнее будет сказать, что вы цените его нестандартный подход к рисованию, но лучше потренироваться в творчестве с использованием цветных карандашей и бумаги. 

    Безусловная похвала — хорошо ли это?

    Впервые услышав об этой методике, многим кажется, что главная задача в том, чтобы без конца хвалить ребёнка за всё, что он делает. Так ли это? Не совсем. Задача именно в конструктивной похвале, то есть в том, чтобы действительно найти то, в чём именно ребёнок молодец. В бездумной похвале не очень много смысла, потому что так вы добьётесь только того, что ребёнок привыкнет к тому, что его хвалят за всё без привязки к реальности, и не сможет оценить, в чём у него реальный прогресс. Ещё о том, как правильно хвалить ребёнка мы уже писали.

    Работа над ошибками

    Ещё один часто задаваемый к методике вопрос — стоит ли делать работу над ошибками, объясняя ребёнку, как можно исправить то, что у него не получилось. Безусловно, стоит, ведь подчёркивание плюсов не означает полное игнорирование минусов — это лишь иной к ним подход. Скажем, в ситуации, когда ребёнок пролил краску на ковёр, спросите его, будет ли он рад такому предмету интерьера на постоянной основе, а потом отвезите его в магазин для покупки нового ковра, чтобы он понял, что за всяким действием стоят последствия. Ребёнок должен научиться понимать причинно-следственную связь и не бояться ошибок, а знать, как можно их исправить и как в дальнейшем работать так, чтобы допускать их как можно меньше.