Автор От редакции
...

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка. Нельзя однозначно ответить на вопрос, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить — правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли. Овладение речью — сложный, многосторонний психический процесс; появление и дальнейшее развитие речи зависит от многих факторов.

Имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды.

Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом:

1. Следили за своим произношением

2. Говорили не торопясь

3. Четко произносили все звуки и слова

Нечеткая торопливая речь взрослых отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка, впоследствии он может так же не заботиться о том, как его речь воспринимается слушателем. Если дома постоянно говорят громко, торопливо, раздраженным тоном, то и речь малыша будет такой же.

«Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими.» –  считает педагог – психолог, Оксана Глушакова.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, и особенно для развития речи.

Чем меньше ребенок, тем больше его желание двигаться, хватать все руками, исследовать. Природа заложила в ребенка потребность в движениях, в психомоторной активности. Движения развивают не только мышцы, но и мозг, способность ощущать, воспринимать, анализировать. Развиваясь в деятельности, в действии, мышечная система и познает, и запоминает, и испытывает при этом особую «мышечную радость».

Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним больше общаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Развитие речи в понимании многих родителей — это, как максимум, умение читать и, как минимум, рассказывать стихи. Поэтому они стремятся как можно раньше научить своего ребенка читать, при этом многие важные стороны развития остаются без должного внимания, считает педагог.

Автор От редакции

Вам может быть интересно