Автор От редакции
...

Каждый родитель хочет вырастить своего ребёнка счастливым и уверенным в себе.Чтобы ребенок развивался гармонично, очень важно чтобы он рос в благоприятной психологической обстановке. Создание комфортного микроклимата в семье и доверительные отношения с ребенком способствуют нормальному развитию и формированию личной уверенности. 

Часто можно слышать как родители сравнивают своего ребёнка с другими с педагогической целью либо желая мотивировать. Но нужно помнить, что такой метод воздействия негативно сказывается на детской психике. Особенно это опасно в рамках семьи. Родители, сравнивающие детей, рискуют вырастить постоянно конкурирующих чужих людей из тех, кто призван стать родным с самого начала. 

Первое, чему научается ребёнок в сравнении — оценочное суждение. Сравнение начинается с оценки хорошо-плохо. Проводится оценка каких-либо умений или достижений человека, но не учитываются условия, талант, склонности и прочие факторы. А это обесценивает личные достижения человека. Наверняка тот, с кем проводится сравнение, уступит в каких-то моментах. Опасный момент кроется в том, что при сравнении у ребёнка смещается фокус: вместо того, чтобы развивать собственные умения и понимать собственные желания, пытается угодить и получить в глазах окружающих хорошую оценку, личные стремления теряют значимость.

Сравнивая своего ребёнка с другим,  родители закладывают фундамент для заниженной самооценки, на второй план отодвигается личность ребёнка, будто бы он ценен только в сравнении с другими, и только тогда, когда это сравнение выигрывает. Ощущение себя человеком «второго сорта» формирует комплексы. Появляются трудности в принятии решений, неуверенность с собственных силах даже тогда, когда знаешь и умеешь, неспособность отстоять свою точку зрения. Все это мешает ребёнку развиваться и учиться. Такие дети растут удобными для общества, боящимися заявить о себе. Любое сравнение для ребенка звучит как «ты плохой, другой лучше». Возникает обида, повялются мысли о собственной ущербности. Родитеям важно помнить, что у каждого свой темп развития, сравнение всегда однобоко, ведь берется только одно качество и не учитываются другие.
«Оля хорошо учится, не то, что ты». И дочь  слышит, что надо стать лучше Оли или даже, «пускай Оля будет хуже тебя». Механизм пожизненного соревнования запущен.

Сравнивая ребенка с отличницей Олей родитель не знает Олю на самом деле, вывод делается только по успехам в учебе. Критику лучше сменить на поиск путей решения проблемы. Если в поведении ребёнка, учёбе и прочем есть то, что вызывает тревогу, а чаще бывает так, что просто не устраивает родителей, сначала стоит определить, не пытается ли родитель скорректировать ребёнка под себя, чтобы удовлетворить собственные амбиции? Ведь сравнение — самый простой способ управления человеком .

Вместо того, чтобы оглядываться на других, научите ребенка концентрировать внимание на себе, собственных потребностях и желаниях.


Сравнивать ребёнка можно только с самим ребёнком в прошлом. В таком сравнении сфокусируйтесь на достижениях, очень важна позитивная прогрессия, тогда это будет иметь нужный результат. «Какой ты молодец! Сегодня получается лучше, чем вчера, ты над этим упорно работал». В подобном сравнении присутствует определение значимости труда, дисциплины и работы над собой. 

Сравнивают свое чадо с другими, родители сильно рискуют через время обнаружить, что ребёнок отдалился, закрылся. А чтобы восстановить утраченное доверие придется потрудиться. Важно помнить об уникальности каждого человека. Научите ребёнка быть уверенным в себе, сами поверьте в своего ребенка и тогда привычка сравнивать окажется невостребованной. Каждый из родителей хочет, чтобы его ребёнок был самым-самым. Но для счастья ребёнку достаточно быть самым-самым для вас.

 
 

Автор От редакции

Вам может быть интересно