Мой ребёнок избегает своих сверстников. Что предпринять?

    Примерно к четырём годам у малышей возникает потребность общения с ровесниками. В этот временной промежуток дети развиваются, играя в сюжетно-ролевые игры, для большинства из которых необходим партнёр.

    Нередко в детских садах, на детских площадках и в игровых комплексах можно заметить, что некоторые дети ведут себя довольно отстранённо. Они не играют вместе со всеми и не пытаются наладить контакты со сверстниками. Нормально ли это и в чём может быть причина подобного поведения?

    Норма или нет?

    Согласно заявлениям детских психологов, нежелание общаться у детей может проявляться в следующих формах:

    • категорический отказ взаимодействовать;
    • игры по своим правилам вне основного детского коллектива;
    • наблюдение за чужой игрой и одновременный отказ от совместных игр.

    Все вышеуказанные формы считаются вариантами нормы, поэтому родителям не стоит сразу же бить тревогу. Главная задача мам и пап — начать наблюдать за своим ребёнком: малыш всегда был не слишком активным или он замкнулся только недавно?

    Не у каждого человека должно быть много друзей, потому нельзя исключать, что так проявляется детский характер. Если у чада нет желания находиться в коллективе — не стоит на него давить и заставлять делать то, что приносит ему дискомфорт. Это называется коммуникативным порогом — некоторым детям достаточно всего одного друга или 20 минут игры, чтобы чувствовать себя частью общества.

    Прежде чем сделать вывод о наличии каких-либо проблем, необходимо поговорить с ребёнком по душам. Возможно, удастся определить настоящую причину его нежелания общаться с ровесниками.

    Почему ребёнок может не хотеть общаться со сверстниками

    Существует несколько факторов, из-за которых дети предпочитают коллективу обособленность.

    1.  Особенность темперамента. Ребёнок-меланхолик, интроверт или сенситивный тип личности чаще всего будет вести себя отстранённо. Такие дети по своему складу характера предпочитают не большие компании ребят, а хорошо знакомую маленькую компанию или вовсе одиночные игры.

    2.  Родительская гиперопека. Излишне заботливые мамы и папы могут стать причиной детской несамостоятельности, что и ведёт к снижению общительности в целом. Контакты с другими детьми воспринимаются гиперопекаемым ребёнком как тревожный, враждебный сигнал, ведь ему гораздо комфортнее в компании с родителями или старшими родственниками.

    3.  Замкнутые родители. Малообщительные и обособленные от общества родители, как правило, воспитывают таких же детей. Подобная модель поведения в семье воспринимается ребёнком как оптимальная.

    4.  Неуютная атмосфера в социуме. Если над ребёнком в коллективе смеются, а педагоги вызывают у него страх или стыд, то желание отказаться от любого взаимодействия вполне естественно.

    Рекомендации для успешной социализации

    Безусловно бывает так, что ребёнок не общается с другими детьми вовсе не потому, что сам этого не хочет. Порой в этом случае родителям достаточно просто подтолкнуть малыша к действию. Как помочь ребёнку социализироваться и завести друзей без лишнего давления? На помощь придут наши действенные советы.

    Обеспечьте стабильность

    Если семья то и дело переезжает, меняя детские сады или школы, то не удивительно, что малыш не хочет вливаться в новый коллектив: ребёнок просто не успевает подружиться, постоянная смена места жительства для социализации — тяжёлое испытание. Постарайтесь сделать так, чтобы коллектив, в котором растёт ваш сын или дочь, был постоянным. Это может быть кружок-развивашка, секция по карате или занятия по бальным танцам — словом, любая деятельность, где детей на протяжении долгого времени объединяют общие интересы.

    Показывайте личный пример

    Когда ребёнок видит, что мама и папа имеют друзей и часто общаются с ними в комфортной обстановке, он перенимает эту поведенческую модель. Малыш начнёт верить в дружбу и будет стараться создать похожий, тёплый круг общения.

    Повышайте самооценку

    Детская самооценка очень чувствительна, поэтому ребёнку важно постоянно напоминать, что он — интересный, весёлый и очень смелый. Чем здоровее самооценка малыша, тем проще ему наладить взаимодействие со сверстниками, поскольку пропадает страх показаться смешным или скучным.

    Делитесь переживаниями

    Мамам и папам очень важно говорить с ребёнком по душам. Открытость в диалогах позволит узнать, почему сын или дочь на самом деле не хочет сближаться с другими детьми. Иногда случаются недоразумения, которые останавливают желание детей общаться друг с другом. Например, одноклассники взяли у ребёнка поиграть машинку и не вернули, из-за чего он расстроился и растерялся.

    Принимайте ребёнка таким, какой он есть

    Если ребёнок не отличается активностью и лидерскими качествами, не стоит заставлять его играть в казаки-разбойники и становиться главным заводилой. Предоставьте ему право остаться самим собой, не навязывая игры и компанию «вон того милого мальчика на соседней скамейке».

    Родители должны знать, что коммуникативные навыки детей формируются постепенно. Не следует давить на малыша и «подбадривать» его фразами «Хватит сидеть, иди поиграй с детьми» или «С тобой не дружат из-за твоего плохого поведения». Развивайте в детях любовь к себе, оказывайте им поддержку и всегда учитывайте особенности их характера.