Читаем с психологом: «Как говорить, чтобы дети слушали?», А. Фабер и Э. Мазлиш

    Как говорить, чтобы дети вас слушали? И как слушать, чтобы дети с вами говорили? Этим вопросом задаются многие родители. В своей одноимённой книге на него отвечают Адель Фабер и Элейн Мазлиш. 

    Для кого книга?

    • Для родителей, бабушек и дедушек, которые хотят лучше понять своих детей и внуков;
    • Для тех, у кого нет времени на теоретические рассуждения и кто ценит практическую эффективность;
    • Педагогам и всем тем, кто хочет научиться общаться с подрастающим поколением (и не только).

    «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» успела стать буквально настольной книгой у миллионов родителей, учителей, воспитателей и детских психологов. Она завоевала доверие не только у американских читателей (именно в США она была издана впервые), но и по всему миру, в том числе и в России. Всё потому, что советы, которых предлагают придерживаться авторы, универсальны и очень понятны. 

    Взрослые часто забывают, что их дочки и сыновья — это такие же люди со своими желаниями, мотивами и эмоциями. Так мамы и папы хотят добиться определённого поведения, но ребёнок — не машина, которую можно просто завести, чтобы она работала. А значит, он требует такого же равного человеческого отношения, независимо от того, сколько ему: три года, 10 лет или 16. 

    Как читать книгу?

    1. Приготовьтесь к тому, что Адель Фабер и Элейн Мазлиш разрушат большинство ваших стереотипов о воспитании детей и разложат по полочкам правила общения с младшим поколением;
    2. Взгляните на себя глазами ребёнка. Вспомните, какими вы сами были, когда вам было восемь. Или три. Или 14. Чем вы тогда жили? О чём мечтали? 
    3. Действуйте сообща. Наилучший эффект будет достигнут, если к советам из книги прислушаются оба родителя;
    4. Вводите новые правила постепенно. Даже сами авторы говорят: «Мы долго работали над этой книгой, так давайте и вы не будете проглатывать её разом, а будете неделя за неделей адаптировать нашу методику»;
    5. Выписывайте тезисы. Так самое главное всегда будет под рукой и точно не забудется;
    6. Не бойтесь возвращаться к книге. Ведь вы точно будете возвращаться к ней не один раз, снова и снова открывая для себя что-то новое.

    Неоценимый плюс «Как говорить, чтобы дети слушали» заключается в том, что в ней нет никаких лишних рассуждений и научной теории. Если вам нужно практическое пособие о том, как найти волшебный ключ даже к самому непослушному ребёнку, то эта книга — именно то, что вы ищите. Она снабжена невероятным количеством лайфхаков и картинок-комиксов, имитирующих типичные бытовые ситуации.

    Пять лучших советов из книги, которые вы точно будете использовать:

    Озвучивайте детям их чувства

    Бывает, что жалобы детей ставят родителей в тупик. Что нужно этому маленькому человеку: получить ваш совет? Чтобы вы купили новый велосипед вместо старого, который сломался? Дети, особенно совсем маленькие, часто не знают, как описать свои эмоции словами. Поэтому за слезами дочери по поводу того, что её черепашка умерла, любимая кукла сломалась или за словами сына, что «Толян совсем достал! Так бы ему и врезал!» может скрываться не совсем то, что первым бросается в глаза. Иногда ваш ответ «Я вижу, что ты очень расстроена» или «Я понимаю твою злость» будет лучше тысячи советов и поможет сократить дистанцию между вами и ребёнком.

    Дайте им высказаться

    Когда ребёнок рассказывает о своих проблемах, сложно удержаться от двух крайностей: желания немедленно дать совет (таким образом выражая свою заботу и заставляя замолчать) и обесценивания («Мне бы твои проблемы»). Но порой даже простой кивок головой или междометия «Хм», «Ага» (просим заметить, что и они должны говориться искренне) даст ребёнку переварить всё, что накипело, и самому найти ответ на свои сомнения.

    Не стесняйтесь признавать свою вину

    Важно говорить ребёнку о своих чувствах не только когда вы выражаете свою любовь и привязанность к нему, но и когда вы срываетесь. А это случается со всеми. Не бойтесь извиниться и объяснить, почему вы так повели себя. Обсуждая эмоции с сыном или дочерью, вы учите их лучше понимать себя и окружающих и становитесь ближе.

    Позвольте им самим принимать решения

    Даже если это решение, которое нужно вам. Например, вы отправляете ребёнка в магазин. И вы точно знаете, что он всегда забывает кошелёк, кидая деньги в карман. Немудрено, что вы переживаете за их сохранность. Но вместо того, чтобы читать долгую лекцию, внесите элемент вопроса, как будто вы спрашиваете совета: «Как думаешь, безопаснее положить деньги в карман или в кошелёк?» Вот увидите, правильное решение будет принято без лишних нотаций.

    Не ждите немедленного результата

    Поверьте, результат обязательно будет. Но не стоит отчаиваться через два дня попыток следовать советам. Перемены требуют времени.

    Естественно, это далеко не все руководства к действию, которые описывают Фабер и Мазлиш. Но мы вовсе не ставили своей целью пересказать вам книгу полностью: гораздо эффективнее будет прочитать её самим.

    Кстати, эти советы применимы не только к детям, но и в общении в принципе. Потому что, по сути, маленькие люди требуют схожего подхода, что и взрослые. Ведь все мы родом из детства.