...

За плечами день знаний — долгожданный и счастливый день и для первоклассников и для их родителей. Но помимо новых открытий, знакомств, успехов, семилетки сталкиваются с новым расписанием, домашними заданиями и новыми обязанностями, а их родители могут обнаруживать не самые приятные изменения в поведении и эмоциональной сфере новоиспеченного школьника. Смена социального статуса часто приводит к кризису, который у каждого ребёнка может протекать по-разному. Слишком волноваться не стоит — важно вовремя обратить внимание и поддержать вашего ребёнка в новой ситуации развития.

Как же выглядит кризис семи лет? Просто ребёнок демонстрирует свою самостоятельность, не очень-то считаясь с переживаниями взрослых. Он может копировать поведение родителей или знакомых взрослых, пытаться поддерживать серьёзные разговоры. Сын или дочь начинают опротестовывать прежние правила, отказываются, к примеру, застилать кровать, чистить зубы и готовы яростно оспаривать бессмысленность этих действий.

Семилетки стараются уйти от всего «детского» — ранее любимых игрушек, одежды, которая кажется им «детсадовской», отвергается то, что ассоциируется с уже пройденным этапом. Ребёнок стремится стать взрослее, получать новый опыт, исследовать границы того, что можно делать, а что находится под запретом. Причём все перечисленные проявления могут быть как не очень заметными, так и яркими. Кризис охватывает промежуток от шести до восьми лет, его длительность может быть очень разной.

Итак, ребёнок активно растет, помимо роста происходит окончательное «созревание» коры больших полушарий, развитие лобных долей, поэтапное формирование психики. Меняется привычное социальное окружение — появляются новые друзья, новые интересные и значимые взрослые — первые школьные учителя. Привычная игра, занимающая большую часть времени дошкольников, сменяется другим видом деятельности — получением новых знаний. Представления о себе и окружающем мире меняются, начинает формироваться собственная система ценностей. Нужно многое проверить, оценить реакцию окружающих, особенно родителей (ведь именно они являются авторами свода правил «дошкольной» эпохи, от которых хочется убежать). Хочется доказать, что ты изменился, стал взрослее, серьезнее, можешь сам отвечать за себя и свои поступки.

Но радость от школьных занятий может омрачаться представлениями родителей об «идеальном» ученике: погоня за пятёрками, чрезвычайная дружелюбность ко всем одноклассниками, даже к неприятным, отсутствие свободного времени из-за походов на  кружки и дополнительные занятия. Всё это не облегчает проживание трудностей возраста.

Что же делать родителям?

Важно пересмотреть правила поведения и обязанности — можно дать больше свободы и самостоятельности, поручить некоторые «взрослые» дела — помочь нести покупки, дать возможность расплатиться, самостоятельно собрать портфель, обсуждать вместе новый распорядок дня и планы на выходные и т.п.

Важно обращать внимание на точку зрения ребёнка, принимать её, в некоторых ситуациях спрашивать совета, поддерживать обсуждение значимых для него вопросов.

Необходимо поддерживать любознательность и формировать мотивацию к обучению, ведь это не просто посещение школы «от звонка до звонка», а возможность узнать много интересного, подружиться с новыми людьми.

Честно говорите о достижениях и неудачах вашего ребёнка — в этом возрасте он уже способен более чем объективно оценивать свои успехи сам. Лесть ему не понравится, заставит сомневаться в себе.

Возьмите за правило поддерживать ребёнка и принимать его чувства. Он, несмотря на независимое поведение, нуждается в вас и должен знать, что семья — то самое место, где он важен, нужен, где его выслушают и поймут. Не ругайте, а обсуждайте, почему то или иное поведение может быть неправильным в конкретной ситуации.

Если вы считаете, что что-то знаете лучше, стоит лишь поредложить свой способ, а не утверждать, что он единственно правильный в этом случае. Дайте наступить естественным последствиям — они научат ребёнка лучше, чем самые горячие родительские напутствия.

Вам может быть интересно