Давным-давно, лет 5 тому назад проходили мы с дочкой мимо соседей по подъезду. И тут я слышу…. (нецензура) «О, ужас!»- думаю я. Откуда мой ребёнок в 1,5 года знает такие слова. Мы — приличная семья, брань при ребёнке под запретом. Ломала голову, где понабаралась. Оказалось, что реакция была на кошечку. Да, она просто увидела , сидящую на подоконнике кошечку и вострогнулась, по-своему! И словечко это в её лексиконе застряло месяцев на пять. Хорошо, что всё прошло. Но покраснеть пришлось немало.
Однако бывают же случаи, и очень часто, когда ребёнок действительно наслушается в детском саду, в школе, от старших детей, где-нибудь на улице по случайности, нехороших слов, а потом приносит их домой и с радостью или нет делится ими с близкими.
Вообще, как считают психологи, дети непроизвольно запоминают и повторяют всё , что говорится, творится вокруг них. И до 4-5 лет не осознают различие между хорошими и плохими словами.
В качестве основных причин нецензурных выражений выделяются:
- копирование поведения окружающих;
- нормы, принятые в определённом социуме (у друзей, в школе, семье и т.п.);
- как возможность обратить на себя внимание.
Как правильно реагировать на «нежелательную» лексику ребёнка?
Игнорировать нельзя, и паниковать тоже. Гнев и раздражение также не помощники. Необходимо спокойно объяснить ребёнку, что данные слова нехорошо произносить, указав при этом , что так гласит семейный устав. Предложить ему альтернативу , как можно говорить/чем можно заменить, т.к. не всегда ребёнок может подобрать нужные слова для выражения своих эмоций. На малышей отлично действует отвлекающий маневр. Попробуйте переключить внимание ребёнка на что-то более важное и интересное.
На заметку, вкратце:
- не употребляйте бранные слова при детях;
- если вдруг случилось, и вы услышали что-то нехорошее, не ругайте и не наказывайте ребёнка;
- объясните, какими словами ребёнок может заменить ругательство;
- не заостряем внимание, перенаправляем интерес ребёнка в лучшую сторону.