7 советов, как сохранить здоровье школьника

    В сентябре Ксюша пойдёт учиться в первый класс. Подготовка к школе идет полным ходом, семья не скрывает своего волнения. Родители переживают не только за адаптацию девочки к школе, но и за её здоровье. Не секрет, что современные школьники часто получают знания в обмен на проблемы с осанкой и позвоночником. Специалисты восстановительно-тренировочного центра рассказывают, почему современным детям стало сложнее держать спину и как правильно сидеть за партой, чтобы избежать проблем.

    Мама Ксюши Татьяна беспокоится, что в последнее время дочь начала заметно сутулиться.


    У нее спина колесом! Мы даже ругаемся из-за этого постоянно. Говорю ей следить за тем, как она сидит, и держать спину ровно, но она все равно через минуту устраивается так, как ей удобно. Сейчас Ксюша проводит в сидячем положении около 1,5 часов в день, но с началом учёбы придётся сидеть за партой дольше. И я очень переживаю, как это скажется на её здоровье.

    Чтобы поправить осанку, Ксюша ходит в бассейн и занимается плаванием с тренером. Мама признаётся, что порой приходится делать перерывы, и тогда у дочки практически нет активных занятий. 


    Она обычно очень спокойная, усидчивая и тихая. Лентяйка! С одной стороны, хорошо, что она может занять себя чем-то, но с другой — выход энергии тоже нужно давать. Поэтому в бассейн мы вернёмся однозначно.

    Волнения мамы Ксюши знакомы многим родителям в России. По статистике, у каждого четвертого школьника есть нарушения осанки. Не стоит винить во всём школу, родители тоже порой вносят свою лепту. Вот советы, которые помогут сохранить здоровье школьникам.

    1. Не перекармливайте детей

    Если посмотреть на детей начала прошлого века, сразу заметно, насколько выше был уровень и интенсивность двигательной активности. При этом в пищу употреблялись натуральные продукты. Худой и «ровный» как щепка ребёнок был нормой. Сейчас восприятие изменилось, но это не значит, что дети стали более здоровыми.

    У современного ребёнка чаще всего недостаточно хорошо развит мышечный корсет. К тому же, с каждым годом растёт число детей с избыточной массой тела. Ребёнок может быть плотным — мамы и бабушки считают, что это признак здоровья. На самом деле мышечный корсет большинства современных детей совершенно не готов поддерживать собственную массу.

    К тому же, сегодня детей всё чаще ограждают от физической активности. Многие проводят значительную часть времени, сидя за компьютером, играя с гаджетами. Добиваясь прогресса в каком-либо из «сидячих» занятий, ребёнок чувствует, что реализуется, и не ищет других путей раскрывать свой потенциал. Многие родители это поощряют, чаще всего неосознанно: говорят, чтобы ребёнок вел себя спокойно, сидел смирно, не бегал, не кричал. 

    2. Научите ребёнка правильно сидеть за партой

    Проблемы с осанкой обостряются в школе. Дело в вынужденной позе, которая постепенно становится привычной. Если «запомнилось» неверное положение тела, в дальнейшем это, скорее всего, негативно скажется на осанке.
    Посадка должна быть прямолинейной. Спина ребёнка должна немного прогибаться в пояснице, плечи опущены. Оптимально, чтобы ребёнок не откидывался на спинку стула, а держал спину самостоятельно.

    Нужно приучить ребёнка сидеть, не опираясь и не облокачиваясь, так он привыкнет держать в тонусе мышцы, которые поддерживают поясничный отдел, то есть мышцы спины и брюшного пресса.

    Важно следить за тем, чтобы ребёнок не подавался головой вперед, вытягивая шею. То есть он должен сидеть близко к столу и на подходящем его росту уровне. Такое положение — с напряжённой вытянутой вперёд шеей — называют «гусь», и оно крайне негативно сказывается на здоровье и самочувствии ребёнка. Могут наблюдаться боли в области шеи, головные боли, головокружения, звон в ушах и другая вегетативная симптоматика.

    Чтобы ребёнок привык к правильной позе, недостаточно просто постоянно твердить: «Сядь правильно!». Нужно преподнести это в игровой форме, чтобы ребёнку было интересно поддерживать правильное положение. Так со временем создаётся стереотип, и положение тела входит в привычку.

    3. Следите за нагрузкой

    Если ребёнок пишет, сильно наклоняясь или ложась щекой на парту, это говорит о том, что он крайне напряжен. Скорее всего, ребёнку трудно даётся задание, он прилагает много усилий, чтобы его выполнять. Когда учитель или родитель замечает такую особенность, стоит дозированно давать нагрузку. Лучше всего для таких детей работает переключение внимания. В идеале ребёнок должен сидеть ровно, а руки до локтя лежать на парте. Лёгкий наклон к тетради допустим. При наклоне письма стоит разворачивать тетрадь, а не изгибаться.

    4. Выбирайте эргономичную мебель

    Выбор эргономичной мебели поможет ребёнку «выучить» правильную позу. Причём важно, чтобы ребёнок занимался за подходящей партой не только в школе, но и дома. Можно приобрести комплект так называемой «растущей» мебели, которая прослужит школьнику в течение нескольких лет.

    Школьникам сегодня советуют покупать стулья «Вырастайка». В них продумана специальная двойная изогнутая ортопедическая спинка, которая обеспечивает поддержку поясничного отдела — одного из самых проблемных у школьников. При этом ребёнок всё равно будет тренировать мышечный корсет, поддерживая прямую спину и расправляя плечи. Важно, чтобы ребёнок, сидя, чувствовал под ногами опору — доставал до пола или подножки мебели.

    Сидя за столом, ребёнок должен комфортно сложить локти на стол, расслабляя плечи. Это максимально подходящая позиция для письма или рисования, а также залог формирования правильной осанки.

    Хорошо, если у стола или парты школьника будет регулируемая подъёмная столешница. Благодаря этому можно задать подходящий угол наклона при письме и чтении. К тому же, подъёмная столешница избавит от необходимости покупать подставки для книг и прочие приспособления.

    Расстояние от уровня глаз ребёнка до рабочей поверхности должно составлять не менее 30-35 см. Если ребёнок сгибается ближе, есть риск развития близорукости. Поэтому крайне важно, чтобы стул и стол подходили ребёнку по росту и комплекции.

    5. Регулярно посещайте ортопеда и окулиста

    Если ребёнку неудобно сидеть ровно, не стоит отмахиваться от таких жалоб. Дело в том, что мы все асимметричные. Встречается существенная асимметрия в области таза, в длине ног и рук. Ребёнок может неосознанно стремиться принимать такое положение тела, которое компенсирует эти нюансы. Случается, что такая, казалось бы, невинная жалоба помогает найти ортопедическую проблему.

    Многие родители необоснованно считают, что у ребенка «сколиоз». Важно отличать это заболевание от нарушения осанки. Сколиоз — это серьёзная патология, которую может диагностировать только врач-ортопед.

    Причин появления сколиоза — множество. Но в основном обнаруживают идиопатический сколиоз — то есть «появившийся неизвестно откуда». Зачастую винят генетику: если у родителей есть патология, то велика вероятность обнаружить её и у детей.

    К сожалению, до сих пор нет универсального средства лечения сколиоза и его предотвращения. Обычно при сколиозе 1 и 2 степени проводится корсетная коррекция. В более сложных случаях обычно рекомендуется хирургическое вмешательство.

    Также всем школьникам без исключения мы рекомендуем регулярно проверять слух и зрение. Бывает, что из-за особенностей здоровья ребёнок выбирает положение, которое позволяет ему лучше слышать и видеть происходящее у доски. 
    Чаще всего офтальмологи диагностируют у школьников начинающуюся миопию (близорукость — прим. ред.). Специалист может дать рекомендации по рассадке в классе и подготовить план коррекции зрения.

    6. Разрешайте детям выпускать пар

    Детям бывает очень полезно покричать — чисто психологически. Если есть негативные эмоции, крик помогает их немного сбросить и выместить без реальной агрессии. Кроме того, крик помогает ребёнку раскрепоститься и даже благотворно влияет на осанку.

    Например, дети, испытывающие прессинг и давление, зачастую неосознанно поднимают плечи — это защитный механизм. Такая поза может войти в привычку и запустить череду проблем с осанкой. А крик поможет выплеснуть напряжение и позволит ребёнку чувствовать себя свободнее. 

    В скандинавских школах такие практики, например, давно в обиходе. Кроме того, там организовывают учебные классы. Парты со стульями стоят по кругу, а учитель ходит по классу, уделяя внимание всем ученикам, не оставляя без внимания задние ряды, как случается у нас. Это помогает воспринимать учителя как компаньона, а не как икону.

    7. Поощряйте движение

    Детям нужны регулярные подвижные игры. На переменах стоит вовлекать детей в двигательную активность, насколько это возможно.

    Крайне полезен будет комплекс упражнений для укрепления мышечного корсета, который учитель или родители могут проводить с ребёнком в перерывах между занятиями. Прорабатывать стоит две основные зоны: поясницу и шею. Хорошо подойдут упражнения вроде «лодочек» или «планки», а также статические упражнения для мышц шеи: наклоны и сгибания.

    К сожалению, общий уровень двигательной активности катастрофически снижен. Родителям нужно понимать, что активность — это нормальное состояние ребёнка, её не нужно подавлять и сдерживать. У детей должно быть шило в одном месте! Если это так — отлично, если нет — стоит найти занятие, которое будет поддерживать уровень физической активности.

    При этом стоит быть осторожными с активными занятиями в раннем возрасте. Часто родители отдают ребёнка в спорт ещё до того, как он реально может как-то развиваться в данном ключе. Большая нагрузка может спровоцировать стресс. Если ребёнок только вчера научился ходить, не стоит сразу отдавать его в баскетбол или ставить на коньки. Спешка может привести к тому, что в дальнейшем у ребёнка любая физическая нагрузка будет вызывать отторжение.
      
    Важно соблюдать баланс и действовать прежде всего в интересах ребёнка. Не нужно планировать будущее без него. Можно предлагать спортивные секции по мере физиологического созревания — и чем больше вариантов, тем лучше. Но только в том возрасте, когда ребёнок уже понимает, хочет он чего-то или нет.