В сентябре Ксюша пойдёт учиться в первый класс. Подготовка к школе идет полным ходом, семья не скрывает своего волнения. Родители переживают не только за адаптацию девочки к школе, но и за её здоровье. Не секрет, что современные школьники часто получают знания в обмен на проблемы с осанкой и позвоночником. Специалисты восстановительно-тренировочного центра рассказывают, почему современным детям стало сложнее держать спину и как правильно сидеть за партой, чтобы избежать проблем.
Мама Ксюши Татьяна беспокоится, что в последнее время дочь начала заметно сутулиться.
У нее спина колесом! Мы даже ругаемся из-за этого постоянно. Говорю ей следить за тем, как она сидит, и держать спину ровно, но она все равно через минуту устраивается так, как ей удобно. Сейчас Ксюша проводит в сидячем положении около 1,5 часов в день, но с началом учёбы придётся сидеть за партой дольше. И я очень переживаю, как это скажется на её здоровье.
Чтобы поправить осанку, Ксюша ходит в бассейн и занимается плаванием с тренером. Мама признаётся, что порой приходится делать перерывы, и тогда у дочки практически нет активных занятий.
Она обычно очень спокойная, усидчивая и тихая. Лентяйка! С одной стороны, хорошо, что она может занять себя чем-то, но с другой — выход энергии тоже нужно давать. Поэтому в бассейн мы вернёмся однозначно.
Волнения мамы Ксюши знакомы многим родителям в России. По статистике, у каждого четвертого школьника есть нарушения осанки. Не стоит винить во всём школу, родители тоже порой вносят свою лепту. Вот советы, которые помогут сохранить здоровье школьникам.
1. Не перекармливайте детей
Если посмотреть на детей начала прошлого века, сразу заметно, насколько выше был уровень и интенсивность двигательной активности. При этом в пищу употреблялись натуральные продукты. Худой и «ровный» как щепка ребёнок был нормой. Сейчас восприятие изменилось, но это не значит, что дети стали более здоровыми.
У современного ребёнка чаще всего недостаточно хорошо развит мышечный корсет. К тому же, с каждым годом растёт число детей с избыточной массой тела. Ребёнок может быть плотным — мамы и бабушки считают, что это признак здоровья. На самом деле мышечный корсет большинства современных детей совершенно не готов поддерживать собственную массу.
К тому же, сегодня детей всё чаще ограждают от физической активности. Многие проводят значительную часть времени, сидя за компьютером, играя с гаджетами. Добиваясь прогресса в каком-либо из «сидячих» занятий, ребёнок чувствует, что реализуется, и не ищет других путей раскрывать свой потенциал. Многие родители это поощряют, чаще всего неосознанно: говорят, чтобы ребёнок вел себя спокойно, сидел смирно, не бегал, не кричал.
2. Научите ребёнка правильно сидеть за партой
Проблемы с осанкой обостряются в школе. Дело в вынужденной позе, которая постепенно становится привычной. Если «запомнилось» неверное положение тела, в дальнейшем это, скорее всего, негативно скажется на осанке.
Посадка должна быть прямолинейной. Спина ребёнка должна немного прогибаться в пояснице, плечи опущены. Оптимально, чтобы ребёнок не откидывался на спинку стула, а держал спину самостоятельно.
Нужно приучить ребёнка сидеть, не опираясь и не облокачиваясь, так он привыкнет держать в тонусе мышцы, которые поддерживают поясничный отдел, то есть мышцы спины и брюшного пресса.
Важно следить за тем, чтобы ребёнок не подавался головой вперед, вытягивая шею. То есть он должен сидеть близко к столу и на подходящем его росту уровне. Такое положение — с напряжённой вытянутой вперёд шеей — называют «гусь», и оно крайне негативно сказывается на здоровье и самочувствии ребёнка. Могут наблюдаться боли в области шеи, головные боли, головокружения, звон в ушах и другая вегетативная симптоматика.
Чтобы ребёнок привык к правильной позе, недостаточно просто постоянно твердить: «Сядь правильно!». Нужно преподнести это в игровой форме, чтобы ребёнку было интересно поддерживать правильное положение. Так со временем создаётся стереотип, и положение тела входит в привычку.
3. Следите за нагрузкой
Если ребёнок пишет, сильно наклоняясь или ложась щекой на парту, это говорит о том, что он крайне напряжен. Скорее всего, ребёнку трудно даётся задание, он прилагает много усилий, чтобы его выполнять. Когда учитель или родитель замечает такую особенность, стоит дозированно давать нагрузку. Лучше всего для таких детей работает переключение внимания. В идеале ребёнок должен сидеть ровно, а руки до локтя лежать на парте. Лёгкий наклон к тетради допустим. При наклоне письма стоит разворачивать тетрадь, а не изгибаться.
4. Выбирайте эргономичную мебель
Выбор эргономичной мебели поможет ребёнку «выучить» правильную позу. Причём важно, чтобы ребёнок занимался за подходящей партой не только в школе, но и дома. Можно приобрести комплект так называемой «растущей» мебели, которая прослужит школьнику в течение нескольких лет.
Школьникам сегодня советуют покупать стулья «Вырастайка». В них продумана специальная двойная изогнутая ортопедическая спинка, которая обеспечивает поддержку поясничного отдела — одного из самых проблемных у школьников. При этом ребёнок всё равно будет тренировать мышечный корсет, поддерживая прямую спину и расправляя плечи. Важно, чтобы ребёнок, сидя, чувствовал под ногами опору — доставал до пола или подножки мебели.