Адаптация первоклассника к школе: понять и помочь

    Большинство малышей с нетерпением ждут первых школьных дней, но нередко беззаботное поведение и радость сменяются разочарованием: восклицания в стиле «Я не хочу идти в школу!» в доме звучат всё чаще. Скорее всего дело вовсе не в самой школе, а в том, что ребёнок находится в процессе адаптации, который всегда сопряжён с большими трудностями. Что такое адаптация первоклассника и как ему помочь, расскажем прямо сейчас.

    Трудности адаптации к учебному заведению

    Почему вообще у первоклассника возникают сложности, даже если ребёнок с нетерпением ждал начала школьных будней? Причин может быть несколько.

    Первая и самая основная — отсутствие готовности к изменившимся условиям. Если в детском саду или на «развивашках» за ребёнка отвечали воспитатели, то в школе малыш (хоть и под надзором педагога) выходит на новую ступень самостоятельности. У него появляется своя зона ответственности, начиная от дежурства по классу и заканчивая ежедневной необходимостью делать уроки. И, разумеется, это всё происходит в рамках режима, к которому тоже нужно привыкнуть. 

    Слишком много «надо», резкое сокращение динамичных игр, необходимость сидеть спокойно по несколько часов, новый коллектив, постоянные требования и новый, иногда трудный учебный материал — всё это вызывает у некоторых детей желание остаться дома и забыть навсегда, что такое «парта» и «учебники».

    Типы адаптации

    Школьную адаптацию можно разделить на три типа: психологическую, социальную и физиологическую. 

    Психологическая адаптация.
    Критерии: высокая мотивированность ребёнка в учебе, сформированность важных когнитивных навыков. Психологически адаптированный первоклассник будет ходить в школу с удовольствием и радостно делиться тем, как прошёл его день. 

    Социальная адаптация.
    Критерии: налаженный контакт с педагогами и коллективом, приспособление к учебной деятельности (к поведению, требованиям). Социально адаптированный первоклассник не будет иметь проблем с коммуникацией.

    Физиологическая адаптация.
    Критерии: работоспособность ребёнка, общее самочувствие, качество сна и наличие аппетита. Физиологически адаптированный к школе первоклассник нормально воспринимает учебную нагрузку, следует режиму, не имеет проблем со сном и обострений хронических заболеваний.

    Как же понять, что первоклассник тяжело переживает адаптацию к учебному заведению? Как правило, на это намекают следующие «симптомы», которые и проявляются на трёх вышеназванных уровнях:

    • постоянная усталость и высокая утомляемость;
    • нарушения сна (бессонница или, напротив, регулярная сонливость);
    • проблемы с аппетитом (и в целом различные расстройства пищевого поведения);
    • ухудшение самочувствия (головные боли, тошнота, синдром раздражённого кишечника и пр.);
    • повышенная тревожность;
    • эмоциональная нестабильность;
    • заикание;
    • появление навязчивых действий и движений;
    • снижение мотивации к учёбе и интереса к процессу познания;
    • понижение самооценки.

    Адаптационные этапы

    Адаптация к первому классу — процесс не быстрый. Проходит она несколькими этапами:

    Острая адаптация (первый месяц). Первые учебные недели для первоклассника самые сложные. В этот период новоиспечённый школьник максимально задействует все системы своего организма, подстраиваясь под новые условия. Именно поэтому первоклассники так часто болеют в сентябре-октябре — не только от «новых» вирусов, но и от перенапряжения, стресса и огромной потери ресурсов.

    Неустойчивое приспособление (второй-пятый месяц). В этот период первоклассник только-только начинает втягиваться в новые условия: его организм вырабатывает новые реакции на различные изменения (например, на строгий режим и расписание). Приспособление идёт полным ходом.

    Устойчивое приспособление (от полугода и далее). В этот период ребёнок уже привыкает к нагрузкам, а потому его организм откликается на них с меньшим напряжением.

    Стоит учесть, что каждый этап адаптации у детей строго индивидуален, поэтому сроки могут отличаться от заявленных.

    Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?

    Соблюдайте режим. Чёткий распорядок дня — лучший помощник в адаптации. Так первоклассник сможет сохранять психическое и физическое равновесие и гармонично расходовать свои энергоресурсы. Обязательно стоит ввести в режим приёмы пищи, тихий час и время активности, ведь детям полезна смена деятельности. Кроме того, человеческая психика словно опирается на выстроенный распорядок дня и недели — определённость и предсказуемость дают так важные для маленького школьника психологические ресурсы.

    Введите в режим прогулки на свежем воздухе. Прогулки на свежем воздухе способствуют качественному кислородному обмену, что помогает детям лучше спать. Кроме того, прогулки — отличная возможность удовлетворить потребность первоклассника в двигательной активности и возможность энергично выразить самые разные эмоции.

    Выделите школьнику личное пространство. Даже если условия не позволяют, отдельный стол или стул первокласснику выделить обычно возможно. Тем самым вы не только предоставите школьнику рабочую тишину, но и дадите ему время побыть наедине со своими мыслями, особенно в свободное от уроков время.

    Развивайте детскую самостоятельность. Не стоит делать из первоклассника взрослого, но и оставлять его в позиции беззащитного младенца тоже не нужно. Развивайте самостоятельность школьника, чтобы в школе ему было проще. Например, рюкзак ребёнок уже может собирать сам, как и не забыть положить сменную обувь в мешочек. Можно вместе составить и нарисовать детский чек-лист — пусть ребёнок сам сверяется, всё ли он собрал.

    Снизьте требования. Не стоит требовать от первоклассника всего и сразу. В этот период лучше всего подойдёт поддержка и поиск помощников в новой учебной деятельности, а не гонка за отличными оценками. Важно, чтобы ребёнок сохранял интерес к учебной деятельности как можно дольше. Он обязательно всему научится — дайте срок.

    Интересуйтесь делами школьника. Это может быть важно, чтобы быть в курсе, как у ребёнка складываются отношения в коллективе и с учителями. Может, ему нужна помощь в налаживании контакта? Обсуждайте новые школьные приключения, делитесь воспоминаниями о своем детстве в школе — так поддерживается доверие между ребёнком и родителем.

    Хвалите и поощряйте. Приятные слова не только мотивируют первоклассника, они ещё и повышают самооценку. Ребёнку любого возраста важно, чтобы его принимали и любили вне зависимости от его оценок. Поэтому поощряйте не отметки, а старания и тягу к знаниям.

    Помогайте. Конечно, делать за ребёнка уроки не нужно. Однако помочь в этом будет полезно — в случае необходимости объяснить непонятное, прочитать вместе вслух небольшой параграф, посмотреть образовательный мультфильм по теме. 

    Развивайте коммуникативные навыки. Не секрет, что адаптация к первому классу проходит легче у коммуникабельных детей. Да и коллективная учебная деятельность стимулирует школьников смотреть со стороны не только на других, но и на себя. Поэтому развивайте детские навыки коммуникации. Это можно делать с помощью семейных игр, или обсуждая вместе фильмы и книиг. Вовлекайте в разговоры ребёнка. Дайте понять собственным примером, что высказывать своё мнение — не стыдно и не страшно. Рассуждайте на разные темы: как завести друзей, как понравиться людям и зачем вообще это нужно.

    Если это необходимо — обязательно обратитесь к врачу или к детскому психологу. Не всегда и не со всеми трудностями возможно справиться своими силами, и это совершенно нормально.