Читаем с психологом: «Добро и его друзья», Юлия Гиппенрейтер

Читаем с психологом: «Добро и его друзья», Юлия Гиппенрейтер

Ни для кого не секрет, что психологией сегодня интересуются не только профессионалы этой сферы, но и люди, занятые в совершенно других областях деятельности. И это неудивительно, потому что эта наука может широко применяться в жизни, общечеловеческих отношениях, понимании себя. Но если взрослые изучают её, потому что понимают, чем она может быть им полезна, то как привить азы базовой психологии ребёнку? Ведь даже малыши, которые только вступают в эту жизнь, нуждаются в осознании собственных эмоций и построении дружеских отношений с ровесниками и взрослыми. Юлия Гиппенрейтер, автор книг о семейной психологии, успевших стать культовыми, рассказала об этом.

Ребёнок активно познаёт жизнь и окружающий мир. Естественно, дошкольнику и младшекласснику сложно рассуждать комплексными понятиями, которые сегодня в ходу у взрослых. Часто мир малыша делится на достаточно абстрактные понятия «добра» и «зла», «радости» и «огорочения». Однако что на самом деле означают эти понятия в реальности?

Сочувствие, справедливость, честность, совесть — всё это, пожалуй, можно отнести к тому самому глобальному понятию добра. Этими понятиями оперирует Юлия Гиппенрейтер, помогая детям вступить на путь понимания собственных эмоций, поступков, которые можно назвать хорошими, причин, по которым окружающие хотят с с кем-то дружить, общаться и по которым они кому-то доверяют. Что же конкретно она рассказывает в своей книге, каким образом она может быть полезна ребятишкам и их родителям? В этом мы и разберёмся.

Об авторе

Юлия Гиппенрейтер — один из тех авторов, кто не нуждается в представлении в родительских кругах. Она начинала путь как советский психолог, продолжает свою деятельность по сей день. 

Юлия Борисовна много внимания уделяет экспериментальной психологии, развивая тему особенностей восприятия, психофизиологии движений и внимания; нейро-лингвистическому программированию, а также семейной психологии. 

Известность среди мам и пап, далёких от науки, она завоевала благодаря своим многочисленным книгам о том, как правильно и здорóво общаться с детьми. В их числе «Большая книга общения с ребёнком» и «Общаться с ребёнком. Как?». Ею были написаны книги, которые будет полезно изучить родителям вместе с детьми, и к ним относится как раз «Добро и его друзья: психология детям».

Детально о книге

«Добро и его друзья» адресована в большей мере дошкольникам и младшеклассникам: детям от 4 до 8 лет. Она освещает множество различных аспектов морально-нравственного воспитания ребёнка, развития эмоционального интеллекта. Читая её, родитель поймёт, как разговаривать с малышом о таких общечеловеческих понятиях, как «добро» и «зло», но и сам ребёнок может активно участвовать в чтении книги.

Более того, книга будет действительно интересна вашему малышу, потому что каждая глава имеет не только ярко выраженное практическое значение, но и построена вокруг приключений любимых сказочных персонажей, а также реальных ситуаций, происходящих с детьми. После такого художественного обсуждения моральных основ идут вопросы и практические задания, которые могут выполнять мамы и папы вместе с детьми, что делает книгу не только незаменимым помощником в создании воспитательных семейных вечеров, но и для педагогов в подготовке занятий с малышами.

Давайте рассмотрим несколько базовых вопросов, которые предлагает рассмотреть Юлия Борисовна Гиппенрейтер.

Уступки — всегда благо?
Этот вопрос иллюстрируется примером из всем известной «Сказки о рыбаке и рыбке». Мягкосердечный старик во всём уступает старухе, которая требует для себя всё больше и больше, совсем не зная меры. На первый взгляд может показаться, что старик здесь — добро, а его супруга — зло. Но так ли это на самом деле?

Автор утверждает, что уступить, согласиться — это хорошо, когда речь идёт о каком-то благом деле. Но в то же время, уступать заведомо жадному человеку, который не видит нужд других за собственным эго — добро сомнительное, и таких людей и ситуаций лучше избегать, не соглашаясь на их условия в ущерб себе. 

Это может быть особенно полезно мягким детям, которые ещё не научились отстаивать свои границы.

Откуда берётся вина?
Здесь Гиппенрейтер продолжает рассматривать ту же сказку, но уже с точки зрения старухи. Почему она так и не смогла остановиться в своих упрёках к старику? Почему не успокоилась хотя бы на втором и третьем желании к золотой рыбке?

Вероятно, у старухи было не слишком хорошо развито чувство вины и сострадания. Несмотря на то, что вина — не самое приятное чувство, часто она сигнализирует нам о том, что мы сделали что-то не так. 

Здесь важно проговорить с ребёнком, что иногда чувство вины возникает даже у самых лучших мальчиков и девочек, хотя они не делали ничего злого. Чтобы этого не случалось, важно уметь задавать вопросы самому себе: «А что я сделал не так?», «А правда ли я виноват в этой ситуации?», «Пострадал ли из-за меня другой человек?» и т. п.

А что сделал я?
В своей книге Юлия Гиппенрейтер не только предлагает ребятам к рассмотрению примеры сказочных героев, но и учит их анализировать свои собственные добрые и не очень дела. Например, на страницах, где они могут написать, что хорошего они сделали, оценить эти поступки, ответить на вопросы.

Есть в книге страницы, где нужно рассказать о ситуациях, как дети помогали родителям, как им удалось вместе решить возникшую проблему и чем всё закончилось в итоге, как они договаривались о чём-то с братом или сестрой, с друзьями, или приходили к согласию с воспитателем или учителем.


Воспитание нравственных сторон и здоровых отношений с окружающими является неотъемлемой частью современной жизни. Из-за того, что в детстве сегодняшних взрослых было мало информации о психологии, нам пришлось воспитывать в себе понимание многих вещей самим во взрослом возрасте. Но у нынешних детей есть чудесная возможность начать постигать главное в психологии уже в самом юном возрасте.

Материал подготовлен при поддержке

Вам может быть интересно