Читаем с психологом: «Любить или воспитывать», Екатерина Мурашова

    Серьёзный и строгий родитель учится находить подход к своей неугомонной детворе, которой вечно лишь бы поиграть. Тревожная мама пытается справляться со своими страхами. Братья под руководством старших ищут точки соприкосновения и выходят их многолетней конкуренции за внимание родителей. Подросток-интроверт и его такой же молчаливый папа, кажется, впервые по-настоящему беседуют по душам. 

    Кажется, всё это обрывки чьих-то семейных историй. Но что их объединяет? Всё это реальные истории из жизни, а точнее из практики Екатерины Мурашовой, собранные под обложкой её книги «Любить или воспитывать».

    Об авторе

    Екатерина Мурашова по образованию биолог и психолог. Сегодня она не только практикующий семейный психолог с многолетним опытом, но и автор детской и подростковой литературы (между прочим, она трижды была номинирована на премию Астрид Линдгрен — международную награду за достижения в области детской литературы). Кроме того, она сама является мамой двоих детей, а своими знаниями и навыками она делится не только на консультациях, но и на страницах книг о таком непростом искусстве, как воспитание юного поколения.

    Екатерина ведёт колонку в интернет-журнале, где даёт ответы на вопросы, которые больше всего волнуют родителей: как помочь ребёнку стать полноценной зрелой личностью, что нужно делать, а каких ошибок опасаться, о чём думают и мечтают ваши дети.

    О книге

    Основной вопрос и камень преткновения поставлен уже в названии. Так всё-таки, любить или воспитывать? Это волнует многих мам и пап, бабушек и дедушек. На самом деле, в книге нет готовых ответов: эту задачу Екатерина Мурашова ставит перед вами. Даже просто просматривая содержание, можно заметить, что глазу сложно зацепиться за какую-то тему, чтобы сразу понять, что станет ключиком к вашему запросу, а что сразу нужно отсечь. Поэтому «Любить или воспитывать» стоит читать сразу целиком: благо, язык повествования очень прост для восприятия, и текст можно «проглотить» за несколько дней.

    Вместо того, чтобы раздавать советы, нравоучения и разжёвывать информацию, Мурашова легко и кристально честно рассказывает 62 истории. Все они произошли с настоящими взрослыми людьми и их такими же реальными детьми, которые приходили к ней за консультацией, за решением своих проблем. И все они произошли на практике психолога районной больницы. Здесь ещё сказывается авторский опыт написания историй непосредственно для детей: книга не похожа на классическую литературу о психологию, а скорее на сборник художественных рассказов, очень близких по содержанию многим родителям.

    Часто осознание дальнейшего плана действий приходит, когда узнаёшь себя в опыте других людей. Именно этим и полезна данная книга: она повествует о запутавшихся родителях. И написана для таких же запутавшихся родителей.

    Чем полезна?

    1. Помогает родителю взглянуть со стороны на свои убеждения и принципы воспитания, а также поразмышлять о причинах и последствиях: что будет, если поступить так? А что, если иначе?
    2. Учит принимать ребёнка таким, какой он есть. Часто родители имеют своё представление о том, каким их чадо должно быть. Истории Екатерины Мурашовой позволяют избавиться от подобных предрассудков, отпустить ситуацию и «познакомиться» со своим «подопечным» — без прикрас.
    3. Даёт понимание, что процесс воспитания — это не механическое обеспечение ребёнка всем необходимым, не только завтраки, обеды и ужины, не только тёплая одежда и даже не насыщенная культурная жизнь с совместными походами в театры, музеи и на выставки. Идеальная забота — это позволить ребёнку формироваться как личность со своими интересами, мыслями, предпочтениями и убеждениями.
    4. Заставляет родителей пересмотреть слаженность своих действий. Часто бывает, что мама более «любящая» и понимающая, а папа — «воспитывающий» и строгий. Поэтому в семье возникают две полярные фигуры — эдакие плохой и хороший полицейские, которые тянут ребёнка в разные стороны, реагируя на одну и ту же ситуацию диаметрально противоположно. И такое отсутствие стабильности не так уж хорошо.
    5. Вероятнее всего, прочитав книгу, мамы и папы придут к выводу, что воспитывать нужно зачастую не детей, а самих себя. Дети же всё равно окажутся похожими на вас.

    Для кого?

    Для осознанных родителей, которые уже прочитали большинство бестселлеров о воспитании подрастающего поколения. А также для тех, чьи дети уже немного повзрослели, а следовательно, за плечами накопилось много ошибок, которые нужно осознать и переосмыслить. Ведь пока мы живы, всё можно исправить. Впрочем, если прочитать эту книгу, пока дети ещё маленькие — ещё полезнее: можно избежать массы подводных камней.

    ...И всё же один ответ Екатерина Мурашова своим читателям даёт. Правда делает она это не так уж очевидно, очень дипломатично, мягкими намёками. В вопросе «Любить или воспитывать» стрелка весов медленно смещается в сторону «любить». Потому что без этого — согласитесь — никакое, даже самое грамотное воспитание не будет иметь смысла. Остальные выводы вы можете сделать сами, прочитав одноимённую книгу.