Читаем с психологом: «Школа и как в ней выжить», Ирина Млодик

    Вопросом, который задаёт в названии своей книги Ирина Млодик, задаются, пожалуй все, чья жизнь связана со школой или кто только проходит этот этап своей жизни. «Как выжить в школе?»  — хоть раз спрашивали себя не только дети, которым сложно встроиться в учебный процесс, но и их мамы и папы, и даже учителя. Автор, с которым мы уже знакомы по некоторым книгам о воспитании, делится с нами своим взглядом на этот животрепещущий вопрос.

    Заглядывая в своё детство, что вы можете сказать: школа — это хорошо или плохо? Очевидно, что школа выполняет важную социальную функцию. Она не только призвана давать детям и подросткам знания, прививать любовь к учёбе, но и формировать у них полезные жизненные навыки, самостоятельность, творческий подход, умение отстаивать собственные психологические границы и адекватно общаться с окружающими. Звучит слишком идеалистично? Но Ирина Млодик считает так же.

    Так почему же многие дети ненавидят школу, а взрослые вспоминают её с содроганием? На самом деле многое зависит от нас, взрослых, тех, кто воспитывает собственное чадо или обучает чужую детвору по долгу службы. Даже выпускаясь из стен учебного заведения, важно не забывать этот навык — учиться и узнавать новое. Особенно теперь, когда мы можем узнать гораздо больше о детской психологии и принципах воспитания, чтобы вовремя прийти на помощь и подать руку поддержки.

    Об авторе

    Ирина Млодик уже знакома многим взрослым по «Книге для неидеальных родителей». Начинала она с обучения общей психологии, но так вышло, что после выпуска из университета она оказалась в социально-педагогическом центре по работе с детьми и подростками, что стало её призванием.

    В ходе этой практике ей пришлось развить навыки консультирования, групповой терапии и психотерапии. Со временем, с целью повышения своей квалификации, она также более глубоко изучила экзистенциальный подход и гештальт. Сегодня Ирина является кандидатом психологических наук, а также здорово помогает родителям, делясь с ними своими знаниями и делая мир детства более ясным для тех, кто уже вырос.

    Детально о книге

    Первая глава книги Ирины Млодик начинается с цитаты Альбера Камю: «Школа учит нас жизни в мире, которого не существует». Эти слова звучат довольно грустно, но отчасти являются правдой: в школьном образовании зачастую фигурируют моменты, которые дети забудут, едва покинув пределы учебного заведения, и в то же время опускаются важные навыки, без которых в реальном мире выжить ой как непросто.

    Таким образом, автор скорее показывает нам, какой школа должна быть, каких принципов педагогики лучше придерживаться учителям. И вместе с тем, описываются разные стили педагогики, благодаря чему у работающих в школе учителей есть возможность узнать о них побольше, сравнить и проанализировать.

    По сказанному выше можно подумать, что для родителей эта книга не будет интересна, но не торопитесь с выводами. Ирина Млодик также рассматривает конкретные ситуации, которые часто происходят в школе, то, как они влияют на детей, почему ваш ребёнок чувствует себя некомфортно там, а значит, как можно им помочь в этих случаях. 

    Удобное преимущество «Школы и как в ней выжить» заключается в том, что она разделена на части по возрастам школьников: младший школьный возраст, средний и старший. Дальше давайте рассмотрим, что из этой книги может вынести заботливый родитель и сознательный педагог.

    Верить в таланты

    Ожидание неудачи отнимает массу энергии — это логично. Если ребёнок постоянно натыкается на препятствия, скажем, в изучении какого-то предмета, то естественно, что мотивация снижается с каждым шагом всё больше и больше, а предмет переходит в разряд ненавистных. Часто ожидание неудачи подпитывается родителями: «Если ты не сделаешь домашнее задание, то получишь двойку на контрольной», «Если ты завалишь экзамены, то пойдёшь подметать двор». О каком успехе можно говорить, взращивая из лучших побуждений такие ожидания в ребёнке? Гораздо лучше поддержать его. У всех есть сильные и слабые стороны. Вероятно, физика — не конёк вашего чада. Зато рисует он почти шедевры. Поберегите его энергию, чтобы он направил её на то, что у него действительно получается.

    Маленькие манипуляторы

    Дети часто манипулируют чувствами взрослых — родители и учителя это знают. Конечно же, делают они это не всегда, и не факт, что из злостных, коварных побеждений: дети просто замечают, что определённые фразы заставляют старших сделать так, как они того хотят. Например, ребёнок может ныть в конце урока, как сильно он устал, или заявить родителям, что Димкина мама разрешает ему играть в игры на телефоне целых 6 часов в день. В первом случае ребёнок и правда мог устать, но у педагога есть план урока и знаний, которые он должен передать ученику, как бы ему не было его жаль. Во втором мама и папа начинают чувствовать себя какими-то несовременными извергами — не то что Димкина мама. Но стоит ли поддаваться этим фразам или это уловка?

    Прежде всего, стоит проанализировать, является ли та или иная фраза манипуляцией на самом деле и с какой целью ребёнок может это использовать. Естественно, если чадо таким косвенным способом выражает свои чувства (усталость, гнев и пр.), то стоит проявить эмпатию, при этом настояв на своём. Например, на жалобу на усталость можно ответить: «Очень тебе сочувствую. Я тоже устала. Но урок ещё не окончен, поэтому соберись с силами и давай доделаем это задание».

    Что вы найдёте в данной книге:

    • профессиональные модели поведения учителей;
    • разные вариации детских манипуляций;
    • способы поощрения ребёнка, а также ответ на вопрос, стоит ли наказывать и как;
    • ответ на вопрос, каким образом расходуется продуктивная энергия ребёнка;
    • проблемы подростков и причины их агрессии;
    • а также многие другие аспекты, которые разложат всю информацию в вашей голове по полочкам и сложат из отдельных кусочков полноценную картину.

    Да, школа — это непростой период, как для детей, так и для родителей. Что уж говорить об учителях. Но это всего лишь повод сделать это время лучше для всех. А лучше всего это получится, если действовать сообща и думая о других участниках учебного процесса. Именно поэтому данная книга будет полезна для такого широкого круга читателей.