Читаем с психологом: «В партнёрстве с ребёнком», Росс Грин

    Конечно, для своих родителей дети всегда остаются детьми. Бывает, что взрослые даже переусердстсвуют с таким жизненным принципом, строя своё отношение к ребёнку на том, что он ещё маленький, имеет мало опыта в жизни и не может принимать решения. Но такая установка в корне не верна для мам и пап тех ребят, кому уже больше восьми лет, кто вступает в ранний подростковый возраст и проходит через непосредственно подростковый этап.

    Некоторые родители используют метод кнута и пряника, другие настаивают на том, чтобы ребёнок принял уже готовое решение — которое уже заботливо приняли за него мама и папа. Росс Грин предлагает кардинально иное восприятие школьников и подростков: по его модели воспитания, подросших детей нужно воспринимать как партнёров, то есть равных. А это значит, что и решения должны приниматься сообща, а насущные проблемы должны обсуждаться, причём дочь или сын должны быть твёрдо уверены в том, что вы к ним прислушаетесь, что их мнение ценно и важно.

    Какие же плюсы и минусы имеет такой вариант общения с ребёнком? Насколько выполнимы подобные правила в реальной жизни? Об этом и пишет в своей книге «В партнёрстве с ребёнком. Как слышать друг друга и вместе находить решения» Росс Грин.

    Об авторе

    За плечами у автора книги Росса Грина 20-летний опыт преподавания на факультете психиатрии Медицинской Школы Гарварда, а на данный момент он выполняет роль приглашённого профессора и консультанта по вопросам психологии в Виргинском Политехническом Университете. Кроме того, он путешествует со своими лекциями по всему миру. 

    Опыт Грина действительно можно назвать крайне внушительным. Он не только обучает студентов, но и консультирует школы, психиатрические стационары, специальные учебные заведения, интернаты, а также места содержания несовершеннолетних под стражей. Заслуга Росса Грина — создание метода совместного решения проблем, который помогает не решать проблемы по мере их поступления, а прогнозировать их и предупреждать. 

    Детально о книге

    Большинство взрослых, как мам, так и пап, имеют работу. Кто-то занят в офисе, кто-то ведёт свой бизнес, другие работают из дома, но всё равно должны контактировать с людьми по важным делам. Сложно представить себе мир, в котором все коллеги, партнёры по бизнесу, клиенты и заказчики были идеальными. И в то же время, когда дело касается карьеры и финансов, мы часто «прощаем» людям их несговорчивость или даже конфликтность, а если даже не прощаем, то пытаемся договориться, наладить контакт.

    Но почему-то мы требуем от уже подросших детей мгновенного послушания, хотя у них уже активно формируется личность и они могут иметь другой взгляд на ситуацию. Многие родители, к сожалению, абсолютно не хотят сотрудничать с детьми. И это удивительно, потому что получается, что в их глазах чужие люди заслуживают большего уважения, чем самые близкие. А ведь детям и подросткам приходится гораздо сложнее, чем нашим уже состоявшимся взрослым коллегам, потому что у них нет такого жизненного опыта.

    Давайте присмотримся к тому, что предлагает делать Росс Грин и как его рекомендации применимы в жизни. 

    Пять столпов
    Автор акцентирует внимание на четырёх важнейших качествах, на развитие которых нужно сделать акцент в воспитании ребёнка: это эмпатия, отзывчивость (способность к взаимопомощи), честность с другими и самим собой, умение анализировать причинно-следственные связи, то есть предугадывать последствия своего выбора, а также нахождение компромиссов в конфликтных ситуациях, мирное решение проблем. Помимо того, что эти качества поспособствуют лучшему взаимопониманию в вашей семье, они обязательно пригодятся ребёнку в будущем.

    Да партнёрству
    Росс Грин обращает внимание на то, что многие родители чувствуют власть над своими детьми, но ни семейные, ни партнёрские отношения не подразумевают возвышения одной стороны и снисходительного отношения к другой. Ключевой момент здесь именно в равенстве, а значит, авторитарная модель родительства не может быть базой для гармоничных и тёплых отношений между взрослыми и их детьми.

    Что такое помощь?
    Автор предлагает разобраться в этом вопросе родителям, но и предлагает свой вариант ответа. По его мнению, нужно уметь быть помощником, а значит, не вредить течению ситуации — содействовать, поддерживать и подсказывать. Также Росс Грин советует убрать некоторые чувства на второй план, особенно такие деструктивные, как обида («Мой ребёнок должен ... , почему он этого не делает? Может, он меня не любит и не ценит?») Часто они мешают здраво оценить положение вещей и дать искренний и здравый совет.

    Навыки, а не мотивация
    В книге «В партнёрстве с ребёнком» в качестве ключевого аспекта успешности детей в будущем выдвигается не мотивация, которая так культивируется в современных книгах по саморазвитию, а навыки. Грин сравнивает два этих фактора с вагонами локомотива. Если навыки образуют несколько главных вагонов, которые тянут за собой весь поезд, то мотивация — это всего лишь последний маленький вагон в самом хвосте. С этим можно поспорить, потому что никто не рождается с уже имеющимся набором навыков, а для их развития нужна правильная мотивация. Но в целом, идея Грина в том, что понимание важности приобретения самых разных навыков является крайне необходимым каждому ребёнку.

    Возможно, некоторых читателей может смутить сравнение детей с партнёрами по бизнесу: ведь вторые — чужие нам люди, с ними обязательно соблюдение социальных норм, которые нам не всегда приятны, потому что от этого может зависеть наша прибыль. На самом деле такая точка зрения крайне несправедлива, и близкие люди заслуживают если не большего, то явно не меньшего уважения, чем сотрудники и клиенты.

    Росс Грин делает акцент на том, что прежде чем менять всех вокруг себя, нужно присмотреться в первую очередь к самому себе. Проблема многих конфликтов детей и родителей заключается в том, что родители предъявляют детям завышенные ожидания, а ребёнку может быть очень непросто достичь этой планки. Ключ же лежит в терпимости, желании понимать и любви.