Что такое Метафорические ассоциативные карты (далее МАК)?

    Метафорические ассоциативные карты, или МАК, представляют собой уникальный инструмент, зародившийся в творчестве художника и исследователя искусства Эли Рамана в 1975 году. Эту концепцию отметил психотерапевт Моритц Эгетмейер в 1983 году и внедрил в свою практику работы с пациентами.

    Весьма гибкое и многогранное средство, МАК также известны как проективные карты или карты ассоциаций. Они представляют собой набор карточек с изображениями людей, животных, сюжетов, пейзажей, фигур и абстракций. Характерно то, что каждая карта включает в себя многослойные метафоры, стимулируя индивидуальные ассоциации и толкования у разных людей.

    Метафорические ассоциативные карты используются в процессе психотерапии для обращения к подсознательным аспектам личности. МАК применяют специалисты, работающие в различных направлениях психологии: психоанализе, когнитивно-поведенческой или нарративной терапии, гештальте, психосинтезе и транзактном анализе. В ходе сеансов специалисты предлагают пациентам выбирать карты, которые вызывают у них резонанс, после чего анализируют их реакцию, эмоциональные отклики и ассоциации, связанные с выбранными образами.

    Разнообразие типов МАК позволяет адаптировать их под различные ситуации и потребности. Существуют универсальные колоды с разнообразными образами, сценами, героями, персонифицированные карты с изображениями людей или животных, а также ресурсные колоды, направленные на поиск решений, возможностей и активизацию внутренних ресурсов. Также существуют специальные колоды, проработанные под определенные типы клиентов или ситуаций, например, колода “Маяк мамы” сделала специально для мам в декрете, нуждающихся в поддержке и мотивации. Или колода “Ветер перемен”

    img

    станет отличным инструментом для проработки конфликтных ситуаций, ведь в колоде большинство карт являются ресурсными, т. есть помогают найти решение конфликта.

    Необходимо отметить, что использование МАК вышло далеко за рамки профессиональной психотерапии и стало доступным для самостоятельного применения. Сегодня они представляют собой не только инструмент самопознания и развития, но и удобный способ саморефлексии, быстрого концентрирования на проблеме и решении, который легко осваивается новичками.

    Часто МАК ставят в один ряд с картами Таро, но ничего общего друг с другом они не имеют. Первые используются психологами и коучами, а также любителями психологии и самоанализа. Вторые — гадалками.

    Как работать с МАК самостоятельно

    • Работать с МАК можно двумя способами: открытым и закрытым. В первом случае вы выбираете карту из разложенной на столе колоды или перебираете ее в руках, во втором - карта выбирается случайным образом.
    • Интерпретируйте ваши ассоциации исходя из того, что нет «правильного» или «неправильного» понимания карт.
    • Не бойтесь негативных карт. Возможно, именно они могут указать на то, что мешает вам достичь цели или найти решение проблем.
    • Если вам кажется, что в ваших ассоциациях или мыслях от карты нет никакого смысла, отложите процесс, вернитесь к нему позже. Помните, что зачастую эти мысли и являются самыми истинными и верными. Доверяйте себе!
    • Важно избегать "притягивания" правильных ответов. Это только ограничит ваше развитие. Иногда неприятные ощущения могут быть ключом к росту.
    • Если вы не будете заранее знать вопрос, то ответ будет максимально честным. Поэтому попробуйте выбирать вопросы в случайном порядке или попросите человека, которому вы доверяете, задавать вам вопросы не по порядку. Однако помните, что чужое восприятие карты не имеет к вам никакого отношения, и мнение другого человека - это только его мнение.
    • Работать с МАК можно в любом эмоциональном состоянии. Карты способны помочь вам осознать причину тех эмоций, которые вы испытываете в этот момент.
    • Для работы над саморазвитием, целеполаганием, денежными установками лучше работать в спокойном собранном состоянии.
    • Все, что вызывает эмоции – это про вас. Потенциал вашего развития будет в том, что вас раздражает или в том, что вы отвергаете.
    • Не спешите с выводами. Иногда инсайты «догоняют» нас уже после практики с МАК.
    • Ваши ощущения и чувства при работе с МАК важно не только проживать, но и фиксировать, чтобы потом вернутся в это состояние и проанализировать или добавить сил. Заведите бумажный или электронный дневник, в котором будете записывать свои мысли при работе.

    Подготовка к самостоятельной работе с МАК

    Выделите для работы достаточно времени и уединитесь в комфортном месте, чтобы вас не беспокоили близкие, телефон или посторонние звуки. Примите удобное положение, подготовьте бумагу и ручку для записи мыслей, сосредоточьтесь на настоящем моменте и работе с МАК. Если есть возможность, можно фиксировать процесс на видео, чтобы после оценить свою реакцию.

    Техники для работы с МАК

    Ниже собраны несколько техник для работы с колодой “Ветер перемен” и проработки конфликтных ситуаций.

    Техника “Театр теней”

    Представьте, что вы режиссер спектакля в театре. Сфокусируйтесь на конфликте и его участниках - это и будет главная тема спектакля. Выберите карты-героев, количество героев может быть ограничено 6 персонажами.

    Начните игру, где каждый герой - это карта, которая играет роль и произносит монологи, которые придумываете и произносите вы. Не задумывайтесь, действуйте быстро и легко, будто вы ребенок и играете куклами.

    После зафиксируйте для главных героев:

    Характер

    Настрой (+\-)

    Основной посыл в виде фразы

    Отношение к ситуации

    Идеи для решения конфликта

    Запишите игру на видео, чтобы через некоторое время посмотреть запись и подумать об увиденном, попробуйте уловить инсайты и идеи относительно решения конфликта.

    Техника “Смысл конфликта”

    • Выберете в открытую карту. Она будет ассоциировать вас и ответ на вопросы:

    Кто я?

    Кто или что изображен(о) на карте?

    В ком (или чем) вы узнаете себя?

    Каковы мысли, чувства, цели и потребности изображенного героя?

    Как это перекликается с реальной ситуацией?

    • Выберете в закрытую карту, она будет отвечать на вопросы:

    Как я веду себя во время конфликта?

    Что вы видите на карте?

    Каковы мысли, чувства, цели и потребности изображенного героя/предмета?

    Каков ваш эмоциональный отклик на эту карту?

    Как события будут развиваться дальше по сюжету этой карты?

    А что им предшествовало?

    Посмотрите на карту еще раз внимательно, поищите что-то, что на карте есть, но вы не замечаете этого. что на карте вам не нравится, но привлекает ваше внимание?

    • Выберете в закрытую карту, она будет отвечать на вопросы:

    Что мне помогает в конфликтной ситуации?

    В чем сила изображенного персонажа/предмета?

    Что на карте привлекает ваше внимание?

    С чем ассоциируется этот образ в реальной жизни?

    • Выберете в закрытую карту, она будет отвечать на вопросы:

    Что мне мешает в конфликтной ситуации?

    Как события будут развиваться дальше?

    А что им предшествовало?

    Что привело к такой ситуации?

    Каких ресурсов не хватает этому персонажу/предмету?

    На какую вашу историю эта карта похожа?

    • Выберете в закрытую карту, она будет отвечать на вопросы:

    Зачем мне конфликт? (В чем моя выгода?)

    Такой вопрос может вызвать у вас сопротивление, однако попробуйте его отложить и подойти к работе объективно и ответить на вопрос: Что я приобретаю в такой ситуации (нерешенного конфликта)?

    • Выберете в закрытую карту, она будет отвечать на вопрос:

    Что я теряю из-за этого конфликта?

    • Выберете в закрытую карту, она будет отвечать на вопросы:

    Как мне изменить свое поведение?

    Что конкретно вы можете сделать уже сегодня?

    Какие ресурсы у вас есть для этого?

    Что бы вам посоветовали персонажи карт?

    Какой вывод вы можете сделать?

    Сосредоточьтесь на ваших чувствах, максимально проживите их, после прочувствуйте как слабеет напряжение как его становиться все меньше и меньше, пока оно не исчезнет. Сделайте для себя выводы и запишите план шагов, которые вам нужно сделать, чтобы решить конфликт с вашей стороны.

    Техника “Чайка”

    В открытую выберете из колоды карту, символизирующую наиболее благоприятное решение вашего конфликта. Опишите эту карту: что происходит на ней? какие чувства она вызывает? все ли нравится? хочется ли что-то ещё изменить, и если да, то что? как это связано с видением решения вашего конфликта?

    В открытую выберете из колоды 2-3 карты, которые символизируют ресурсы, необходимые для достижения наиболее благоприятного решения вашего конфликта. Опишите каждую из выбранных карт: что это за ресурс, как он связан с вашей жизнью. Далее к каждой карте напишите три конкретных шага, что нужно сделать в реальной жизни для развития и укрепления данного ресурса? Поставьте четкие цели со сроками, объемами.

    После зафиксируйте свои ощущения: Что чувствуете после завершения упражнения? Как составленные списки шагов влияют на ваше мироощущение?

    Техника “Ассоциации”

    Сфокусируйтесь на тех людях, с которыми у вас происходят конфликтные ситуации. Открытым способом выберите из колоды 2 (или более, если участников конфликта больше) карты. Они должны походить или ассоциироваться с вами и с тем человеком, с которым возник конфликт.

    Подумайте, все ли участники конфликта перед вами, может нужно кого-то добавить?

    • Внимательно рассмотрите выбранные карты. Опишите карты участников конфликта от 3-го лица, отвечая на вопросы:

    - Что в данный момент чувствуют эти карты?

    - Что они ощущают по отношению друг к другу?

    - Кто отстраняется, а кто приближается в ситуации?

    - Кто хочет сблизиться, но не делает этого?

    - Чего хочет каждая карта?

    - Что они хотят сказать друг другу?

    Какие 5 слов ассоциаций у вас возникают с каждой картой? Запишите эти слова.

    • Выберете в закрытую карту, которая будет символизировать решение конфликта.

    Какие эмоции вызывает у вас данная карта? Проговорите 5 слов ассоциаций к этой карте, запишите их.

    • Мысленно произнесите и запишите слова благодарности тому человеку (людям), который преподнес урок, используя слова ассоциации из п.2
    • Поразмышляйте, Чему вы научились в данном конфликте? Какой урок вы из нее извлекли? Запишите свои мысли.

    Запишите все выводы, подумайте, как полученные ассоциации соотносятся в вашим жизненным опытом и реальной ситуацией, какие связи вы нашли? Составьте план с конкретными шагами, которые все сделаете для решения конфликта.