Детские ужастики — зачем они ребёнку?

Детские ужастики — зачем они ребёнку?

Большинство детей любят мультфильмы и кино о пугающих существах: ведьмах, призраках, оборотнях, но ещё больше они обожают делиться друг с другом страшными историями. Каждый родитель помнит времена своего детства, когда популярным был детский фольклор про гроб на колёсиках, красную перчатку, чёрный-чёрный город. Почему же страшилки пользуются такой популярностью и у дошкольников, и у школьников?

Откуда берутся страшилки

Все истории про гроб на колёсиках и чёрную простыню родились из древнерусских сказок и легенд о Бабе-Яге, Кощее Бессмертном и Змее Горыныче. Помимо этих персонажей, в древних сказках часто встречались отдельные циклы историй о восставших мертвецах, чертятах, колдунах и других демонических силах.

Постепенно истории модернизировались. Во времена СССР страшилки для детей рассказывали в пионерлагерях, на дачах, в санаториях. Истории впитывали дух эпохи, поэтому в них постоянно упоминались реалии своего времени: полицейские вместо солдат, детские лагеря вместо церквей или страшного леса, машины вместо повозок, роботы, радио. В современных страшилках упоминаются даже новейшие гаджеты: плееры, смартфоны, телевизоры, ноутбуки.

Почему детей привлекают страшные истории

Психологи говорят, что страшилки — особый вид устного фольклора, благодаря которому ребёнок лицом к лицу сталкивается с реальными проблемами и страхами. Не зря главными действующими лицами страшилок становятся обыкновенные дети.

Сюжеты страшилок легко запоминаются, что помогает им быстро передаваться от одного ребёнка к другому. В основе сюжета лежит простая структура: создание запрета или предупреждения — нарушение запрета — наказание. Страшные истории — это оригинальный метод показать детям, что нужно слушаться, чтобы избежать проблем.

Почему же детей привлекают подобные истории?
Интерес к страшилкам связан с:

  • биохимическими процессами в детском организме, когда вырабатываются дофамин, норадреналин и эндорфины — гормоны «куража», удовольствия и выносливости;
  • желанием побороть свои страхи;
  • желанием повысить самооценку (как рассказчик или как смельчак, не показавший страха перед жутким рассказом);
  • стремлением к дружескому единству, спровоцированному общим страхом;
  • стремлением получить эмоциональную разрядку.

В чём польза страшных историй

Несмотря на опасения родителей, специалисты считают, что страшилки не несут в себе никакой опасности. Популярность этой разновидности фольклора обусловлена тем, что жуткие истории позитивно влияют на становление и развитие детской психики.

Можно выделить множество полезных функций страшилок:

  • Страшные истории учат детей слушаться родителей и не нарушать серьёзные запреты (аналогия с правилами по типу не включать радио, не покупать чёрное пианино, не надевать красные перчатки). В страшилках при невыполнении предупреждения всегда следует наказание.
  • Жуткие небылицы позволяют детям проявить собственную фантазию. Ребёнок развивается творчески. Он может самостоятельно придумывать страшилки или эмоционально их рассказывать, подражая актёрам.
  • С помощью страшных историй ребёнок учится преодолевать, прорабатывать свои страхи, включая страх смерти, одиночества, темноты.
  • Хороший рассказчик страшилок пользуется уважением в детском коллективе и это даёт возможность проявить себя многим ребятам.

Как правильно знакомить детей со страшилками

С первыми страшными историями ребёнок сталкивается в возрасте 4-5 лет. Однако все воспринимают их по-разному. Кто-то слушает с интересом, а кто-то боится, заметно тревожится, закрывает уши.

Можно выделить несколько важных правил, как грамотно знакомить детей со страшилками и как минимизировать последствия, если ребёнок очень впечатлительный.
Необходимо:

  • оценивать эмоциональное состояние ребёнка, прерывая рассказ на особо травмирующих местах;
  • помогать справляться со страхом: рисовать персонажей, обсуждать героев и их поступки, сочинять свои страшилки, придумывать альтернативные счастливые концовки;
  • позволять ребёнку самому выбирать истории, которые он хочет услышать, например, с помощью книги Э. Успенского «Красная рука, чёрная простыня, зелёные пальцы» или Г. Науменко «В чёрном-чёрном лесу»;
  • подбадривать и поддерживать ребёнка, если он сильно боится.

Страшилки — это отличный способ отдохнуть от скучных дней в детском саду или в школе. Жанр страшных историй популярен у детей любого возраста. Задача мам и пап — научить детей преодолевать страхи, а жуткие небылицы помогут это сделать. Главное — обеспечить детям поддержку и объяснить, в чём разница между реальностью и вымышленной ситуацией.

Материал подготовлен при поддержке

Вам может быть интересно