Детское воровство — как быть?

    Заметить, что ребёнок начал воровать, несложно. У вас пропадают деньги? У ребёнка появились вещи, которые вы не покупали? Вероятно, дитя приобрело плохую привычку брать чужое. Стоит помнить: у воровства в детском и подростковом возрасте имеются свои причины, и ко всем ним нужно относиться серьёзно.

    Психология детского воровства

    Одна из основных предпосылок детского воровства — родительский пример. Речь идёт не только о случаях, когда мамы и папы берут без спроса канцелярские принадлежности в рабочем офисе. Ребёнок, у которого в качестве наказания родители забирают телефон, постарается вернуть его назад с помощью воровства. Для него это будет новым методом решения проблемы. То же самое произойдёт, если ему понадобится другая вещь: когда ребёнок убеждён, что взрослые несправедливы, он тоже будет действовать нечестно.

    Чтобы не подавать детям дурной пример, с раннего возраста следует учить их не только тому, что деньги зарабатываются большим трудом, но и тому, что ничего нельзя брать без спроса. Для этого у детей должна быть личная собственность — книги, игрушки. Задача родителя — научить ребёнка защищать, оберегать личную собственность, бережно с ней обращаться и показать, как больно и обидно, когда кто-то забирает её без разрешения.

    Психологи считают воровство типичным явлением для малышей. Связано это с эгоцентризмом в силу младшего дошкольного возраста. Настоящее понимание кражи как плохого поступка приходится на 5-7 лет, когда ребёнок с помощью родителей и семейного воспитания начинает осознавать понятие собственности.

    Причины воровства у детей

    Мотивы детского воровства сильно различаются в силу личностных особенностей детей, их возраста, окружающей среды и воспитания. Разобраться в том, почему ребёнок решил пойти на воровство, сложно, особенно если у него уже сформированы определения «своё» и «чужое».

    Как правило, дети воруют из-за стремления удовлетворить свои психологические потребности (исключая голод, как причину воровства). Если реализовать эту потребность они не могут по определённым причинам, происходит кража.

    Общие мотивы могут быть следующими:

    1. Вспыльчивый характер, который не дает ребёнку отказаться от своих сиюминутных желаний.

    2. Отсутствие правильного воспитания: либо ребёнка не учили, что красть — плохо, либо родители или близкое окружение тоже воровали.

    3. Желание получить внимание от взрослого, даже если это внимание носит негативную окраску.

    4. Отсутствие в семьях настоящей родственной близости, из-за чего дети ощущают себя ненужными, забытыми. Ребёнок считает, что украденная вещь поможет получить расположение и любовь.

    5. Потребность в помощи из-за жестокого обращения.

    6. Желание выразить чувство злости, тревоги из-за стрессовых жизненных ситуаций (переезд, развод родителей, новая школа).

    7. Желание отомстить.

    8. Чувство зависти к чужому богатству, деньгам, вещам.

    9. Желание похвастаться и получить авторитет в группе ровесников.

    10. Выражение протеста против строгих правил в семье, родителей, учителей, окружения.

    11. Ощущение безнаказанности, власти.

    12. Необходимость получить деньги для покупки запрещённых веществ.

    Рекомендации по решению проблемы

    Реакция мам и пап на детское воровство должна зависеть от того, в какой раз это происходит. Если ребёнок украл впервые, нужно выяснить причину такого поступка.

    Как себя вести во время разговора? Будьте спокойными. Дайте ребёнку понять, что вы не одобряете факт кражи, но не повышайте голос, не кричите, не обзывайте, не угрожайте. По возможности разговаривать рекомендуется наедине. Не стоит допрашивать ребёнка. Достаточно сказать ему: «Мы огорчены, что так случилось. Расскажи, почему тебе нужны деньги или эта вещь?» Внимательно выслушайте ребёнка, вникните в суть его проблем и постарайтесь помочь. Подобный подход не только поможет сыну или дочери найти другой путь решения проблем, но и повысит уровень доверия в семье.

    Если ребёнок крадет не в первый раз, помогут следующие советы:

    • уберите все ценные вещи и деньги в надёжное место;
    • выясните психологические потребности ребёнка;
    • обратитесь к детскому психологу или психотерапевту;
    • организуйте ребёнку свободный доступ к небольшой сумме денег для экстренных ситуаций (копилка, коробка с монетами);
    • обсуждайте семейные траты вместе с детьми, сделайте их ответственным за часть финансов: ребёнок будет следить за сохранностью денег, что сделает его более дисциплинированным.

    Предотвратить детское воровство сможет любой родитель. Для этого необходимо регулярно задумываться о психологических потребностях своего ребёнка и развивать важное умение бережно относиться к чужой и своей собственности.