Если лучший друг ребёнка — дракон с соседней планеты

    Мало кого из взрослых удивишь детскими фантазиями: то вымышленные друзья, то феи, залетающие в окно каждую ночь, то драконы за занавеской. Но как родителям относиться к подобным небылицам? Волноваться, пустить на самотёк или подождать, когда пройдёт само собой? 

    Это нормально?

    Пожалуй, главный вопрос, волнующий взрослых, нормально ли это, что ребёнок постоянно что-то выдумывает и сочиняет? С одной стороны, фантазии могут быть элементом игры, а с другой — они нередко просачиваются в реальный мир. Например, родителей часто пугают дети, разговаривающие со своими вымышленными приятелями

    Оказывается, это совершенно нормально. По мере взросления ребёнок становится более свободным в своём воображении. Ему нужно меньше опоры на игрушки, чтобы придумать историю и «войти в роль». По сути, такое активное фантазирование — это усложнённый вариант привычных игр.

    Специалисты говорят, что ребёнок начинает фантазировать (не врать, а именно придумывать разного рода небылицы) с первого проявления навыков воображения и первичного освоения речи. Малыш сначала понарошку кормит плюшевых зверей и кукол, понарошку лечит, играет в семью, летает в космос. Такие безобидные фантазии — способ познания мира. На данном этапе ребёнок в своём воображении не ограничен. 

    Чем же отличается детская фантазия от лжи? В первую очередь, воображение и фантазия не имеют цели получить какую-либо выгоду. То есть ребёнок фантазирует, потому что это интересно, весело, увлекательно, успокаивающе. А вот ложь — это стремление ребёнка целенаправленно исказить факты, чтобы извлечь выгоду. Например, избежать наказания или получить лишнее мороженое.

    Кроме того, умение лгать развивается у ребёнка, начиная примерно с 5-6-летнего возраста. До этого периода дети ещё не могут усвоить нравственные установки, расценивающие поведение или слова как «правильные» и «неправильные» ( или «разрешённые» и «порицаемые»).

    Виды детских фантазий

    Детские психологи разделили детские фантазии на несколько видов. Такое деление позволит понять, нужна малышу помощь специалиста или нет. 

    Нормальное фантазирование. Это обычное проявление детского воображения и стремления проявить свою личность через героев, обстоятельства, действия. К примеру, в процессе игры ребёнок может воображать себя принцессой, лесным жителем или вообще неодушевлённым предметом. Дети сами придумывают сюжеты, пейзажи, характеры и ситуации, а ещё активно вовлекают в такие фантазии других детей или взрослых. Во время таких игр воображения они проживают разные ситуации, новые впечатления, эмоции и получают новый опыт.

    Защитное (компенсаторное) фантазирование. Ребёнок воображает себе другую реальность: других родителей, друзей, семью, дом. Как правило, к такому типу фантазирования дети приходят в редких случаях: когда нарушаются их границы, возникают сложные проблемы, появляются сильные страхи, из-за одиночества и отсутствия близкой тесной связи с родными. Другая реальность является детским защитным механизмом, позволяющим ему абстрагироваться от страха, обиды, одиночества. 

    В норме фантазирование выступает именно как реакция детей на возникающие у них интенсивные чувства и сильные переживания. Например, ребёнок увидел красивую иллюстрацию в книге, мгновенно воодушевился, представил себя на месте героев и воспроизвёл её в доступной ему форме: «Мама, я завтра пойду со своим другом Зайкой на поляну, мы будем петь песни, есть ягоды, а потом позовём в гости волка». 

    Как реагировать на детские небылицы

    Итак, что же делать, если ребёнок то и дело придумывает разные небылицы? Специалисты уверены, что если речь идёт не о замещающем фантазировании, то делать ничего не нужно. Напротив, будет полезно, если мама или папа подключатся к детскому воображению и покажут свою заинтересованность. 

    Запрещать ребёнку фантазировать нельзя, поскольку умение воображать приносит значительную пользу детской психике. Согласно исследованиям, дети, которые умеют фантазировать и воображать:

    • обладают более развитым уровнем течения психических и поведенческих процессов;
    • эффективно проявляют себя в творчестве;
    • отличаются богатым внутренним миром, гибким умом, активностью;
    • обладают сформированной способностью действовать нестандартно, нешаблонно;
    • быстро и результативно находят выход из самых сложных и стрессовых ситуаций;
    • имеют развитое абстрактное мышление и высокую степень креативности;
    • обладают лидерскими качествами, позволяющими им легко строить отношения и вызывать доверие.

    Все дети сочиняют и воображают. Если фантазии занимают всё детское сознание (то есть чадо придумывает события, которых никогда не было, общается с воображаемыми товарищами, живёт в воображаемых вселенных), то это не значит, что ребёнок имеет нарушения психики или врёт. Ложь, как было сказано выше, имеет под собой корыстную основу, а вот фантазия всегда бескорыстна.

    Тревогу необходимо бить, если кроме фантазий и небылиц у ребёнка обнаруживаются другие нарушения или симптомы: чрезмерная замкнутость, бессонница, повышенная тревожность, задержка речи, агрессивное поведение. В данном случае в мир фантазий ребёнок уходит, поскольку мир внешний для него не является безопасным местом.

    Если вы сомневаетесь в том, что происходящее с ребёнком — вариант нормы — обязательно обратитесь к детскому психологу.