Gap years: нужен ли годовой перерыв после школы?

    Время, когда школьники становятся выпускниками и поступают в университеты может по праву считаться одним из самых стрессовых периодов жизни человека. Высокая нагрузка, связанная со сдачей экзаменов и последующим поступлением сопровождается рядом психологических факторов, которые эту нагрузку усугубляют. Страх неудачи, давление окружающей обстановки, необходимость в сжатые сроки сделать выбор, который часто преподносится как «выбор на всю жизнь». Высокая ответственность перед собой и близкими, которая накладывается в этот период на ребёнка, вызывает колоссальный стрес.

    Обратимся к физиологии. Стресс по определению — это реакция организма на любые изменения во внешней среде. Позитивные они или негативные, для нашей психики не важно. Первым этапом данной реакции будет мобилизация сил организма для выполнения задачи. Если человек видит задачей успешное выполнение выпускных и вступительных экзаменов, то для организма задачей является успешная адаптация к новым реалиям. Как правило, затянутая адаптация поначалу негативно сказывается на интеллектуальной деятельности и психологическом благополучии, а затем начинается физическое истощение организма.

    Справляться с разными категориями стресса людям проще при наличии как опыта в данной категории, так и при наличии жизненного опыта в целом, которому неоткуда взяться у вчерашних выпускников. Ранее их жизнь была чётко организована школьным графиком, теперь они получают путёвку в жизнь, не всегда представляя себе, что их ждёт.

    В западных странах одним из способов адаптации, помогающим ребёнку преодолеть столь сложный период является годовой перерыв между выпуском из школы и поступлением в ВУЗ, так называемый «gap year», который даёт возможность более плавного перехода из одного статуса в другой.

    Gap Year — это время, когда выпускник берёт время для себя, чтобы, посмотреть мир. Например:

    1. Устроиться на работу

    Каждая работа имеет свою специфику, которая не видна снаружи, но хорошо чувствуется изнутри. Попробовав себя в желаемой деятельности, а то и в нескольких, выпускник сможет получить более полную картину своего возможного будущего. Такая информация может значительно снизить стресс, вызванный страхом неизвестности перед будущим. 
    Кроме того, это совершенно новый вид деятельности, с которым полноценно столкнуться школьник не мог, и есть возможность получить очень важный опыт для получения знаний о мире взрослых.

        2. Решать бытовые задачи

    Жизнь школьника организована взрослыми от звонка до звонка. Понятное дело, что к шестнадцати-восемнадцати годам дети уже активнее участвуют в решении бытовых задач семьи, однако полностью с вопросом организации и обеспечения сталкиваются редко. Gap year может дать этот опыт, который поможет в будущем при построении быта как при самостоятельной жизни, так и внутри другого сообщества или при создании семьи.

         3. Посмотреть на мир

    Возможность посмотреть на мир не ограничивается только лишь путешествиями. Это и новые знакомства, разнообразные виды деятельности, жизненная философия разных людей. Такой опыт обогащает подростка пониманием разнообразия жизни и точно пригодится в будущем, когда ему необходимо будет сделать выбор.

        4. Дать себе возможность адаптироваться.

    Выдохнуть, сделать паузу и сознательный выбор своего будущего на базе личного опыта, а ещё накопить ресурс для последующих свершений.

    В России брать такой перерыв в год не принято по разным причинам. Для одних он воспринимается как «потеря времени», в связи с которой ребёнок может расслабиться, «связаться с плохой компанией», потерять ориентиры в жизни. Такой взгляд на проблему оправдан, если смотреть на выпускников как на вчерашних детей, нуждающихся в твёрдой руке, ведущей их по жизни.
    Для мальчиков остро встаёт вопрос армейских обязанностей, от которых ВУЗ даёт отсрочку.
    Третьи считают, что за год все знания забудутся и сдавать единый экзамен будет не так просто, как «по свежим следам».

    Так или иначе, если мы хотим, чтобы ребёнок смог стать взрослым, стоило бы доверить ему год самостоятельности, которая позволит не только сменить статус на «взрослый», но и почувствовать себя таковым в реальной жизни. Особенно, если подросток сам хочет поступить таким образом и готов привести в пользу себя убедительные аргументы.