Где искать социализацию, если ребёнок не ходит в сад

    Кажется, везде и всюду твердят о важности социализации для ребёнка, когда говорят о необходимости вести малыша в садик. Но что делать, если по разным причинам ребёнок не ходит в сад? Где крохе искать общение, находить друзей, делиться своими интересами и мыслями? Давайте поговорим о том, что такое социализация для ребёнка и где её вообще искать.

    Что такое социализация

    Социализация — это способность человека общаться с людьми вне своего семейного круга.

    А вот испокон веков ни о каких детских садах и речи не шло — ни в доисторических племенах, ни в античности, ни даже в средние века такая искусственная форма воспитания не предусматривалась. Дети росли совсем по-другому, и родителям даже не было необходимости с ними «гулять», как говорят сейчас.

    Откуда же взялись детские сады? Ритм жизни и модернизация общества внесли свои коррективы. Людям потребовалось совмещать и воспитание ребёнка, и работу — оттого и возникли детские сады как временное пристанище для малышей.

    Получается, что считать детский сад единственным местом социализации ребёнка не верно. Малыш может развиваться и без него — и это абсолютно нормально.

    Необходимость социализации

    Сложно спорить с тем, что социализация важна для полноценного развития ребёнка. Детский сад — это всё-таки не абсолютное зло, особенно когда услуга оказывается максимально качественно. Ведь ребёнок общается со сверстниками, учится взаимодействовать со взрослыми вне семьи (воспитатель, няня, музыкальный педагог, логопед и пр.)

    Другой вопрос, что часто социализацию рассматривают как переделку ребёнка под некие стандарты. Психолог Людмила Петрановская использует для этого явления слово «обтесать»: ребёнка желают заблаговременно обтесать, чтобы в обществе он был «хорошим», «правильным», то есть идеально вписывался в нормы и не выбивался из толпы. Может быть поэтому иногда из уст учителей первоклассников в адрес живых и энергичных детей можно услышать: «По нему заметно, что он не ходил в сад».

    Тем не менее, социализация — это плюс, когда она рассматривается в аспекте того, как сделать мир для ребёнка комфортным. И вот что дает социализация малышу:

    • общение со сверстниками;
    • обмен интересами;
    • развитие самостоятельности;
    • разнообразие ситуаций взаимодействия (в том числе и бытовых);
    • возможность выявить и развить таланты;
    • облегчение адаптации к школе;
    • развитие навыка говорить «нет»;
    • способность выстраивать свои границы и соблюдать чужие;
    • понимание своих потребностей;
    • развитие эмпатии.

    Помочь социализироваться

    Бывает, что у родителей есть возможность всегда быть с ребёнком или оставить его у бабушки на время работы. Некоторые дети проводят время с няней или не имеют возможности посещать дошкольное учреждение по разным причинам. 

    Возникает резонный вопрос: если ребёнок не ходит в детский сад, то как помочь ему социализироваться? Мы нашли и проверили семь вариантов.

    1. Детская площадка. Пожалуй, это самое популярное место для детской социализации. На площадке малыш общается с детьми разного возраста (не только со сверстниками), учится первым правилам поведения: песком кидаться нельзя, кататься с горки только по очереди, хочешь покачаться на качелях — вежливо попроси и умей подождать. Иногда именно в песочнице у ребёнка появляются первые друзья, и там же малыш учится сам разрешать первые конфликты.
    2. Игровая комната. Это отличный вариант для детей, которые быстро устают от толп и других людей. Получается эдакая стремительная социализация: ребёнок может остаться в игровой комнате (например, торгового центра, ресторана или кафе) на пару часов, общаться с другими детьми, заниматься интересной деятельностью (прыгать по батутам, рисовать), а потом просто вместе с родителями отправиться домой и там восстановить затраченные на общение энергоресурсы.
    3. Развивашки. Детские развивающие занятия — хороший способ социализировать ребёнка, который боится долго оставаться без родителей. Кроме того, это отличная возможность развить детские таланты. Если у ребёнка уже в раннем возрасте проявляются способности к танцам, лепке, математике, то именно «развивашки» помогут ему пообщаться с малышами с такими же способностями, закрепить навыки и освоить смежные умения.
    4. Детская библиотека. Отличный вариант для маленьких книголюбов. Детская библиотека — место поиска друзей с похожими интересами. Часто библиотеки проводят для юных читателей разные мероприятия: лекции, литературные беседы, конкурсы, представления. Вместе с родителями ребёнок может прийти туда и отлично провести время в компании других малышей.
    5. Гости. Для детской социализации полезно периодически приглашать в гости разных людей — друзья с детской площадки, знакомые с детьми, сын маминой подруги. В домашней обстановке ребёнок способен раскрыться по-новому: иногда даже самые малообщительные малыши проявляют чудеса коммуникации, чтобы казаться гостеприимным хозяином. Кстати, и самим родителям полезно не отказываться от походов в гости с детьми.
    6. Онлайн-лагерь. В период пандемии этот вариант стал для многих родителей спасением: детские сады закрыты, на площадку не выйдешь — ребёнку остаётся общаться только в сети. К счастью, формат онлайн-лагерей действительно пришелся по вкусу людям. Это удобно: ребёнок остается дома, но при этом социализируется, образовывается и всячески развивается в течение дня. Во многие онлайн-лагери принимают даже малышей детсадовского возраста, а при возникновении трудностей вожатый или координатор придут на помощь. Конечно, разумно оставить где-то недалеко в квартире взрослого, который сможет, если что, придти на помощь.
    7. Секции. Секции наравне с детских садом стали прекрасным местом социализации. Особенно продуктивно их посещение, если ребёнок сам мечтает заниматься чем-нибудь «эдаким» — верховой ездой, каратэ, бальными танцами, плаванием. Многочисленные секции — это не только общение в течение занятия (плюс выезды, конкурсы, смотры, контесты), но также общеразвивающее и общеукрепляющее развитие. Главное — выбрать секцию в соответствии с желаниями и интересами ребёнка и не переусердствовать с количеством.