Главное о велосипедах

    Существует три основных типа велосипедов для прогулок и туризма: городские, дорожные и горные — а также множество их разновидностей. Каждый тип велосипеда более удобен для определённого типа дорожного покрытия.

    img

    При выборе велосипеда нужно обращать внимание на материалы, из которых сделана рама, на её размер, вид амортизаторов и тормозов, класс переключателей скоростей и их количество, размер колёс, педали и седло.

    Для складных велосипедов нужно учитывать тип складывания, надёжность замков и возможность катить велосипед в сложенном виде.

    В каких случаях имеет смысл покупать дорожный велосипед

    Дорожный велосипед можно выбрать для непродолжительных поездок по городу, в парках, на даче или за городом.

    У дорожного велосипеда удобное широкое седло, простая рама, мягкое переключение передач и комфортные ручки руля. Он имеет высокую посадку, что даёт возможность кататься с прямой спиной и расслабленными руками.

    Дорожный велосипед может быть односкоростным или многоскоростным. Чаще всего у него есть передний амортизатор, колёса с шинами средней ширины и неглубоким протектором, чтобы можно было с комфортом ездить по твёрдому асфальту и мягкому грунту.
     
    Что такое городской велосипед

    Городские велосипеды и круизеры удобны для неспешных поездок по автомобильным дорогам и парковым дорожкам. Они имеют красивую изогнутую раму, большой руль, в большинстве случаев одну скорость и почти вертикальную посадку с широким удобным седлом.

    Комплектуются дополнительными аксессуарами: корзинами, велобагажниками, крыльями и звонком, выполненными в том же дизайне, что и велосипед.
     
    Для чего нужен горный велосипед

    Горные велосипеды предназначены в первую очередь для езды по бездорожью, но на них можно с комфортом кататься по городу на небольшие и средние расстояния. Их отличают широкие колёса с глубоким протектором, прямой руль, особо прочная рама и надёжные тормоза.

    У горного велосипеда достаточно низкая посадка, поэтому ездить нужно не прямо, а пригнувшись. Система переключения передач достаточно сложная — для выбора нужного усилия на участках с крутыми перепадами высоты. Большинство горных моделей имеет переднюю амортизационную вилку, которая смягчает тряску на неровностях.

    Одной из разновидностей горных велосипедов является фэтбайк — мощный и надёжный велосипед с очень толстыми колёсами, на которых можно легко преодолевать грязь, ухабы и даже снежные сугробы.

    Какие особенности нужно учитывать при выборе складного велосипеда

    У складных велосипедов складываются рама, руль и педали. Чаще всего рама разделяется пополам, но существуют и другие виды складывания, например есть велосипеды в виде трости. Замки должны плотно защёлкиваться, обязательно необходим предохранитель от самопроизвольного открывания на ходу. Лучше, чтобы он был из металла: такие изделия прочнее и долговечнее пластиковых.

    Существуют велосипеды со складными и нескладными рулями. Складные компактнее, поскольку руль не торчит в сложенном виде. Он может складываться на внешнюю сторону или внутрь велосипеда. Если руль сложен во внешнюю сторону, он может люфтить и мешать при транспортировке. Людям высокого роста нужен велосипед с регулировкой руля по высоте — она есть не у всех моделей складных велосипедов.

    Педали могут быть складными или быстросъёмными. При выборе велосипеда лучше попробовать оба варианта и выбрать наиболее удобный.

    Если приходится часто спускаться в метро или ездить на общественном транспорте, удобнее велосипед, который можно катить рядом в сложенном виде. Если чаще приходится передвигаться своим ходом или на автомобиле, лучше выбрать классическую модель: она более компактна.
     
    Какие бывают рамы у велосипедов

    Велосипедные рамы делают из стали и алюминиевого сплава. Сталь хорошо гасит вибрации при скоростной езде и прыжках, но велосипеды с такой рамой тяжёлые. Модели с рамой из алюминиевых сплавов весят меньше, а по прочности не уступают стальным. Ещё легче рамы из карбона, углеволокна, но они стоят дорого. В среднем велосипеды со стальной рамой весят 13–20 кг, а с алюминиевой — 11–14 кг. На лёгком велосипеде проще маневрировать, набирать скорость и поддерживать её, меньше тормозной путь.

    Важно выбрать размер рамы, подходящий по росту. Размер рамы можно определить, встав над ней: между верхней трубой и пахом должно быть 12–15 см. Это правило не действует для рам с заниженной верхней трубой или без неё. Для активного и экстремального катания нужно выбирать раму с большим зазором над рамой: так велосипед будет более маневренным и лучше управляемым, а для спокойных поездок по городу и паркам можно брать раму практически без зазора.

    При худощавом телосложении можно выбирать раму большего размера, а для плотного лучше взять велосипед с рамой на размер меньше: так будет легче садиться, слезать и рулить.

    Какими бывают амортизаторы

    Велосипеды бывают без амортизации, с одним или двумя амортизаторами. Амортизационные вилки смягчают удары и вибрацию от езды, помогают улучшить сцепление с дорогой.

    Велосипеды без амортизаторов называют «жёсткими» (rigid) — они чувствительны к любым неровностям дороги. Отсутствие амортизации характерно в основном для шоссейных и городских велосипедов, на которых катаются по ровным автомобильным дорогам, тротуарам и парковым дорожкам.

    Велосипеды с одной амортизационной вилкой называются хард-тейлами (hard tale). Они сочетают в себе комфорт, приемлемый вес и управляемость. Большинство горных велосипедов и некоторые дорожные имеют такую вилку.

    Велосипеды с двумя амортизаторами на каждом колесе называют «двухподвесами» (full suspension). На них комфортно ездить по пересечённой местности и бездорожью. Такие велосипеды тяжелее и требуют больше физических усилий при езде. Хорошие «двухподвесы» обычно значительно дороже хард-тейлов.

    Какого размера должны быть колёса

    Чем больше диаметр колеса, тем большую скорость может развить велосипед. Городские и горные велосипеды обычно оборудованы колёсами диаметром 27–29 дюймов. У складных велосипедов колёса меньше — 16–24 дюйма.

    Для велотуризма нужны прочные колёса, поскольку весь вес снаряжения приходится на них. Очень важно качество изготовления ободов и количество спиц — как минимум 32 на каждом колесе.

    Выбор размера колёс велосипеда для взрослого человека не зависит от роста велосипедиста.

    Какие тормоза более эффективны

    Городские и складные велосипеды бывают с ножным тормозом: велосипед тормозит, когда велосипедист крутит педали в обратную сторону. Этот вид тормозов годится только для неторопливых поездок по ровной дороге.

    Для небольших поездок и катания по городу можно ограничиться ободными тормозами типа V-Brake: они надёжны, и их просто отремонтировать, но при мокрой погоде эффективность тормозов снижается.

    Для езды по пересечённой местности понадобятся механические или гидравлические дисковые тормоза. Они надёжнее, долговечнее и не боятся воды и грязи, но их нужно настраивать в начале каждого сезона и периодически менять тормозные колодки.

    Зачем велосипеду много скоростей

    18, 21, 24 или 27 скоростей, указанные в описании модели или на ценнике, — это общепринятое обозначение количества максимально возможных сочетаний между передними и задними звёздами. Обычно у велосипеда три передние звёздочки и, соответственно, три основные передачи. Самая маленькая звезда отвечает за подъём в гору с небольшой скоростью, но с минимальными усилиями. На средней звезде ездят в прогулочном или туристическом режиме. Самая большая звезда — для скоростной езды.

    Задних звёзд может быть от шести до девяти — их выбирают в зависимости от рельефа местности и желаемого уровня комфорта или исходя из спортивных задач.

    Нужно ли обкатывать велосипед

    После покупки велосипеда его нужно обкатать. При обкатке прирабатываются все детали. После 200–300 км рекомендуется пройти техосмотр в магазине или у специалиста, чтобы он настроил велосипед для постоянной езды.