Автор

Хеллоуин и несколько симпатичных привидений

Хеллоуин и несколько симпатичных привидений

Мы поздравляем вас с наступившим Хеллоуином!

От всей души желаем вам испытывать максимум положительных эмоций в жизни — так, чтобы немножко дрожали коленки от восторга, а жить было весело и интересно!

Сегодня хотим рассказать вам, с кем издревле люди имели дело в этот страшный (а может, и не очень) праздник. Кто знает, может быть, наш рассказ поможет вам подобрать новые детали для своего костюма!
Прежде, чем приступить к рассказу, напоминаем, что мы уже писали, как правильно пугать детей, что думают психологи про Хеллоуин и откуда этот праздник вообще взялся.

Итак, отправляемся в страну древних славянских чудищ!

Бука (также в некоторых домах известен как Бабай) 

Это, кажется, исконно русское страшилище имеет прославленного на западе брата: Бугимэна. Так же, как и он, Бука обитает под детской кроватью или в шкафу — такая уж у них семейная особенность. Поговаривают, что его вообще может видеть только ребятня, родителям он предпочитает не показываться, а ещё боится света. По ночам он нападает на тех, кто не спит, хватает за ноги, щекочет своим непомерно длинным языком и даже может утащить в своё логово. Стоит ему услышать капризы и плач малыша, он начинает шуршать, скрестись и всячески заявлять о своём присутствии.

Другое его прозвище, Бабай, отправляет нас на несколько веков назад и позволяет понять, откуда берёт свои корни это ночное чудище. По одной из версий «бабай-ага» было уважительным обращением у славянских народов к сборщику дани во время турецкой оккупации. Взрослые пугали детей тем, что Бабай заберёт их к себе. Захватчики действительно ходили по домам и забирали маленьких мальчиков в янычары. Также Бабай часто описывался, как безногое и безрукое существо: сборщиками дани часто становились старые или получившие травмы воины.

Дети заглядывают под кровать

Леший

Как несложно догадаться, это дух леса. Он может с лёгкостью принимать самые разные формы, даже дерева или медведя, уменьшаться до травинки или увеличиваться до размеров сосны. Но чаще всего предпочитает носить обличие простого мужичка: средних лет или в годах. Отличить от грибника или решившего прогуляться по лесным тропкам человека его тоже можно — он любит надевать вещи и лапти наизнанку или задом-наперёд.  

Леший падок на разные угощения, особенно на те, которые не растут в лесу, как, например, пирожок или конфетку. Является своеобразным «гринписом» от мира чудищ, защищая всех лесных животных и растения от злых посягательств. Тем не менее, встретиться с ним можно лишь в тёплое время года, потому что в конце октября он проваливается под землю и зимует там до весны. Перед этим любит изрядно побуянить: нагоняет на лес ветер и раскачивает деревья.

Забавляется тем, что морочит голову неприглянувшимся ему путникам. Но если вывернуть всю одежду наизнанку, то Леший примет вас за своего и не станет вредить. Да и если честно, всё, чего он хочет, — это чтобы человек уважал законы его владений, а это не так уж и неправильно.

Баба-яга

Под этим именем скрывается неприглядного вида лесная ведьма, одиноко (а иногда с котом) обитающая где-нибудь на отшибе в своей избушке на курьих ножках. Интересно, что этот персонаж уживается одновременно в нескольких культурах: не только в русской, белорусской и украинской, но и является героиней фольклора европейских стран, ранее населённых славянами (Словения, Чехия, Австрия). 

Может выступать как антогонистом, строить пакости путникам и быть заодно со злом, так и помогать персонажам сказок, быть сварливой, своенравной, но справедливой.

Какова бы ни была роль Бабы-яги в народном эпосе, прежде всего, она является хозяйкой леса и защитницей его обитателей. Исследователи славянской мифологии иногда говорят о том, что её образ берёт истоки от богини холода, зимы и смерти Мары. О том, что она является проводницей между мирами живых и мёртвых говорят также её атрибуты: костяная нога, светящиеся черепки, которыми украшен дом)

Баба-яга

Шишига

Эта нечисть не так знаменита. Часто её называют лешенкой, но места обитания она предпочитает более влажные: камыши, мелкие речки и водоёмы, что роднит её с русалками, мавками и болотными кикиморами. Внешность у неё крайне выдающаяся: маленький рост, горб на спине, длинные взлохмаченные волосы и сучковатые руки (а иногда ещё и рыбий хвост).

Нрав у шишиги не то что бы очень покладистый. Она часто разгуливает полуголой, ловит зевак и затаскивает их в воду, где щекочет до смерти. Хотя, сложно сказать, что это совсем уж несправедливо: обычно ей не по душе пьяницы и нарушители общественного спокойствия. По распорядку дня она скорее сова: днём отдыхает от проделок, а с наступлением сумерек выбирается из убежища. 

Часто ею пугают детей: мол, если слишком много купаться в реке, то Шишига утащит, но на самом деле это не всегда так.

Анчутка

Это самое раннее имя беса, которое использовали древние славяне. С приходом христианской культуры стал просто чёртом. Существовало поверье, что однажды волк погнался за Анчуткой и отгрыз ему пятку. С тех пор их именуют беспятыми или беспалыми.

Анчутки считались обитателями бани или поля, то есть довольно посещаемых людьми мест. Банные особи или полностью лысые, или с повышенной мохнатостью, а их излюбленной забавой было пугать хозяев дома жуткими стонами и помрачать рассудок. Впрочем, как и большая часть нечисти, они с лёгкостью могли менять свой облик. Полевые же обладали более миролюбивым нравом и населяли каждое растение: среди них были коноплянники, ленники, овсянники, пшеничники и др. 

Ещё одна разновидность Анчутки была в подчинении у Водяного. Если у купающегося сводило ногу, то он мог быть точно уверен, чьи это проделки. Чтобы не попасться, всем, кто собирался поплавать в реке, советовали брать с собой булавку, потому что существовало поверье, будто бы водные Анчутки боятся железа. 

Кикимора

Чаще описывалась как женщина (иногда мужчина), неряшливо одетая, маленькая, с телом толщиной с соломинку. Некоторые говорят, что у неё непомерно огромная голова, другие — наоборот, что она величиной с напёрсток. Живёт Кикимора обычно в домах и способна немало навредить обитателям, мешая спать и досаждая разными звуками. Из её любимых занятий можно назвать ткачество, однако она никогда не завершает свою работу, а то может и вовсе распустить нитки или разорвать пряжу, которой занималась хозяйка дома.

В старину подозрение людей о том, что в их жилище поселилась эта своенравная дамочка, могло даже вынудить их покинуть родную избу навсегда. Лесная и болотная сёстры Кикиморы домашней промышляли тем, что сводили путников с правильной дороги, затаскивали в своё логово и похищали маленьких детей. 

И всё же, даже Кикимора не лишена чувств. Стоит ей поселиться в одном доме с правильным и доброжелательным Домовым, как её характер становится более приятным: часто она даже помогает людям вести хозяйство и смотреть за домом.

Аука

Имел то же место обитания, что и Леший, но считался нечистью чуть ниже рангом. Однако, в отличии от «старшего» духа, не уходил в спячку ни зимой, ни летом, мороча голову путникам и сбивая их с верной дороги, заставляя бродить по лесу кругами, пока не заснут вечным сном. Особое раздолье ему было зимой, когда Леший уходил в свой «отпуск». 

Ауку описывали, как маленькое пузатенькое человекоподобное существо с надутыми щеками. История происхождения данного существа говорит о том, что это просто персонификация лесного эха, которое раздаётся, когда заблудшие люди зовут на помощь.

Материал подготовлен при поддержке

Автор

Вам может быть интересно