Хочу как у Васи! Как реагировать на просьбы купить дорогую вещь?

    «У всех есть планшет, а у меня нет!», «У Лены есть кроссовки из известного брендового магазина, я тоже такие хочу!» Сколько родителей слышали подобные возгласы любимого сына или дочери? Наверняка почти все. 

    Разумеется, мамам и папам вовсе не хочется, чтобы их чадо ощущало себя обделённым. Однако и траты на некоторые прихоти совершенно «не стоят свеч». И вообще: когда это вещи и гаджеты стали цениться больше, чем ум, способности, человечность? Предлагаем разобраться.

    С чего всё начинается

    Конечно, ребёнок не просыпается резко в одно утро с желанием владеть таким же гироскутером, как у одноклассника Гриши. Стремление обладать вещами как у соседа, друга или знакомого зарождается постепенно.

    В младшем дошкольном возрасте малыши регулярно просят родителей купить им то игрушку, то конфету, то книжку — поток их желаний не исчезает ни на минуту. И как только родители отказывают это делать, доходит до слёз и истерики. 

    Потом ребёнок начинает замечать интересное не только в магазинах, но и у других детей. «Мама, смотри, какой красивый медвежонок у вон того мальчика. Купишь мне такого же?» Или: «У Саши в детском саду новый набор фломастеров, а у Миши — новая коллекционная машинка». 

    На самом деле родительское умение говорить «нет» в подобных ситуациях как нельзя лучше формирует в малыше навыки выбора. Через ограничения он учится отличать импульсивные покупки от необходимых и делать в выбор в пользу чего-то важного, а не второстепенного.

    Когда ребёнок вырастает, его потребности меняются. Меняется и стоимость запросов. Если сначала ему нужны были сладости и машинки, то в конце начальной и в средней школе ему необходимы смартфоны, планшеты, одежда и современные гаджеты.

    Почему у Васи за забором трава зеленее?

    Но почему же чаду кажется, что у Васи, Пети или Маши вещи лучше, чем у него? С чем связано желание уподобиться другому ребёнку? Причин может быть несколько.

    1.  Особенное окружение. Если ребёнок учится в каком-нибудь модном лицее, где в одноклассниках у него дети депутатов, звёзд или олигархов, то не удивительно, что через месяц-два и он начнет донимать вас просьбами купить последний айфон или нанять личного водителя на роллс-ройсе. 

    2.  Общие интересы. Иногда гаджеты, модная одежда или суперсовременные игрушки могут быть посредниками в общении ребёнка с другими детьми. В этом случае желание обладать «куклой как у Ани» или «квадрокоптером как у Димы» может быть обусловлено стремлением быть похожим на ребёнка, с которым сын или дочь находятся на одной волне.

    3.  Желание статусности. Для птицы важно яркое оперение, а для детей — дорогие вещи. С помощью супернавороченного планшета или приставки ребёнок пытается заполучить одобрение сверстников, чтобы достичь высокого положения в детском социуме. 

    4.  Желание влиться в коллектив. Нередко ребёнка, у которого нет сенсорного телефона, изгоняют из круга общения, а иногда попросту травят. Потребность стать частью детского коллектива приводит к просьбам купить новый телефон или какую-то более стильную одежду. Иногда таким образом дети стараются стать ближе к лидеру группы, получить его похвалу или внимание. 

    5.  Качество. Да, чаще всего дети неплохо разбираются в новинках. И порой необходимость получить «смартфон как у соседа» вызвана не завистью, а пониманием, что у соседского смартфона действительно отличная камера, широкий экран и мощные технические характеристики. Однако в этом случае ребёнок, как правило, может адекватно донести до мамы и папы, зачем ему необходима та или иная вещь, и аргументы в стиле «Все с айфонами, один я как дурак без айфона» не используются.

    Как быть и что предпринять: шпаргалки для родителей

    Чтобы достойно выйти из этого конфликта интересов, родителям необходимо продумать стратегии поведения. Например:

    •  Откажите ребёнку, используя в качестве аргументов семейные ценности («Наша семья против такого») или школьные правила («В вашей школе запрещены смартфоны, можно пользоваться только кнопочными»);
    • Предложите чаду накопить и приобрести вещь за собственные деньги;
    • Предоставьте ребёнку выбор: «Либо новая игровая приставка, либо поездка в лагерь, которую ты так ждал. Выбирай»;
    • Проанализируйте ситуацию, вместе обсудите причину желания обладать той или иной вещью и найти совместное решение. Например, если ему хочется выделиться, то, может, лучше покрасить прядь волос в яркий цвет, стать самым смешным в классе или научиться подтягиваться 20 раз подряд?
    • Поговорите с ребёнком о том, что такое престиж, и расскажите, что в наше время, да и не только в наше, ценятся личностные качества, а не модель гаджета;
    • Попробуйте найти бюджетные варианты желаемых вещей, но хорошего качества и с похожими характеристиками.

    Родителям всегда важно быть внимательными к потребностям детей. За желанием обладать той или иной вещью кроются разные чувства и переживания, а потому резкий отказ может спровоцировать серьёзные последствия: потерю доверия, замкнутость и даже воровство. По этой причине необходимо всегда сначала выслушать ребёнка, а потом поговорить с ним и найти компромисс.