Хорошее воспитание — как на самом деле оно устроено?

    Системы воспитания различаются в зависимости от множества факторов: эпохи, страны проживания, возраста детей и родителей, верований отдельно взятой семьи. И чаще всего, если задать мамам и папам вопрос, для чего нужно воспитывать детей, они ответят, чтобы они были послушными и хорошими. Но насколько это корректно и педагогично на самом деле? Давайте разбираться.

    Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

    Желание воспитать «хорошего» ребёнка, как ни странно, совсем не поощряется детскими психологами. И дело не в самой идее, а в том, какими методами и способами достигается состояние «хорошести».

    Родители, воспитывающие чад по системе «ты сделал/поступил плохо» или «вон то — хорошо, а вон то — плохо» приучают детей с раннего возраста делить свои чувства, переживания, эмоции на положительные и отрицательные. Соответственно, «хорошие» всегда поощряются, подбадриваются, культивируются. А «плохие» — подвергаются осуждению, критике, подавляются на корню. Это может привести:

    • к замалчиванию ребёнком своих проблем;
    • к возникновению чувства стыда, вины;
    • к неврозам, ментальным проблемам;
    • к подавлению своих интересов, желаний;
    • к проживанию чужой, искусственной жизни, лишённой радости.

    Стыд и чувство вины в воспитании

    Стыд — чувство, которого человек от природы лишён с самого рождения. Взращивается оно постепенно, чаще всего именно в детском возрасте. Если задать человеку вопрос «Тебе не стыдно?» и услышать в ответ «Нет, не стыдно!», то некоторые такому ответу удивятся. Однако этот ответ вполне естественен. 

    Но что будет, если спросить то же самое у ребёнка? Как правило, такой вопрос задаётся менторским недовольным тоном. Ребёнок может не ощущать стыда, но он всегда чувствует родительское недовольство и негатив: «Ты понял, что тобой недовольны?» 

    Так откуда берётся чувство стыда и вины? Оно возникает из глубинных детских эмоций. Чадо ощущает холод, думает, что его перестанут любить, поэтому он делает всё, чтобы больше не вызывать у родителей таких чувств.

    Ребёнок на уровне инстинктов усваивает правило быть хорошим для мамы и папы, всегда оставаться послушными и больше никогда не ошибаться. Как правило, подобные установки укореняются так прочно, что во взрослой жизни переносятся с родителей на начальника, мужа или жену, руководителя клуба по интересам. 

    Ещё один существенный минус подобного воспитания — необходимость утаивать «плохую» часть жизни. Ребёнок понимает, что всё выходящее за границы «хорошего» образа будет воспринято родителями как постыдное, страшное, неприемлемое. Чадо начинает замыкаться ещё сильнее, скрывать, обманывать, врать, подавлять чувства и замалчивать проблемы — в подростковом возрасте эти проблемы встают особенно остро. А во зрелом возрасте это чревато даже недугами, например, ранней гипертонией.

    Азы доброжелательного воспитания

    В первую очередь, мамам и папам следует осознать, что воспитание «идеальных» детей — это не самоцель. Педагогическое воздействие в семье должно быть доброжелательным и корректным. Воспитать счастливого человека с правильной системой ценностей и без чувства вины можно, если пользоваться следующими рекомендациями:

    1. Не стыдите детей за ошибки, промахи или сиюминутные желания. Например, не случится ничего страшного, если он наестся конфет до обеда или отрежет себе прядь волос ради интереса;
    2. Поощряйте желание ребёнка сделать собственный выбор. Только так он научится сравнивать, анализировать и брать на себя ответственность;
    3. Хорошие манеры — это отлично. Но не нужно доводить до абсурда. Не стоит ругать и пристыжать ребёнка, если он не воспользовался салфеткой или забыл помыть руки. В конце концов, всегда можно вежливо и с улыбкой об этом напомнить;
    4. Научите ребёнка говорить о своих чувствах, давайте ему чаще возможность высказаться, задавайте наводящие вопросы: «Почему ты так думаешь? Из-за чего ты так переживал? Как ты себя чувствуешь сейчас?»;
    5. Давайте детям возможность совершать ошибки, даже если вы заранее знаете, что попытка окажется неудачной. У малыша есть право получить собственный опыт, отличный от опыта родителей;
    6. Никогда не обвиняйте детей, избавьтесь от фраз «Ты же мальчик/девочка!», «Веди себя тихо!», «Ты у меня просто горе луковое!»
      В спокойном тоне, без осуждения, объясните ребёнку, чего лучше не делать, если он действительно доставляет дискомфорт окружающим или может навредить самому себе.

    Главная задача воспитания — обезопасить ребёнка, помочь ему влиться в социум, осуществить свои планы, мечты и прожить счастливую жизнь.