Игровые моменты: зачем и почему играют дети?

    Сложно не согласиться, что ребёнок активно познаёт мир в игровом формате. Но дети разных возрастов предпочитают разные типы игр и игрушек. Всё потому, что в играх заложен более глубокий психологический смысл, чем думают родители.

    Для чего дети играют

    Для чего же дети играют в «дочки-матери», в «магазин», в «доктора»? Существует теория, согласно которой малыши делают это, чтобы освоить различные навыки, которые пригодятся им в жизни.

    Детская психология отечественного периода выдвинула ещё одну теорию: возможно, дети играют, чтобы в процессе игры интегрировать и развить некоторые функции собственной психики. Например, если в игре есть правила, то у ребёнка формируется способность самостоятельно контролировать и регулировать своё поведение. Игры с правилами помогают улучшать память, мышление, воображение.

    Считается, что если ребёнок долго играет в какую-то конкретную игру — таким образом он непроизвольно старается доработать навыки, которых ему не хватает. Есть и предположение, что «зависание» на конкретной игре означает недостаток у детей определённых эмоций. Возможно, маленькому человеку не хватает внимания, хочется похвалы или просто выплеснуть накопившуюся агрессию.

    Чем взрослее становится ребёнок, тем сложнее становятся его игры. Это абсолютно нормальное явление, свидетельствующее о психологическом развитии вашего сына или дочери.

    Каждому возрасту соответствуют свои задачи развития. Как только ребёнок преодолевает их на определённом возрастном этапе, вид деятельности в играх меняется. Именно так детское образное мышление со временем преобразуется в абстрактно-логическое.

    Типология детских игр

    Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста. И все игровые модели можно классифицировать:

    Манипулятивные игры. Это самые ранние игры, в которые ребёнок вовлекает сам себя. Он может катать машинку по полу, бросать мяч или ставить один кубик на другой. Малыш совершает с предметами разные манипуляции, просто чтобы освоить способ взаимодействия с ними. Один из важных этапов взросления — придумывание собственных игр с простейшими игрушками. Например, малышу больше не интересно просто катать мячик по полу: теперь он старается забросить его за забор, бегает вокруг него или старается подбросить как можно выше над головой.

    Ролевые игры. В таких играх ребёнок выполняет определённую роль и, следуя ей, взаимодействует с другими участниками процесса. Это игры в «магазин», в «больницу», в «дочки-матери», в «школу», в «волшебника», в «войнушку». Такие игры позволяют ребёнку проявить свое воображение, выбрать определённую модель поведения и даже почувствовать, что такое власть.

    Режиссёрские игры. Это самый творческий и сложный тип игр. Малыш в них выступает создателем своего мира. Он сам распределяет роли между игрушками, сам продумывает сюжет и взаимоотношения между участниками игрового процесса. Например, дети очень любят воспроизводить сцены из мультфильмов. Игры в куклы, постройка замка из песка, гаража для машин — это тоже варианты режиссёрских игр. Они помогают развивать мышление, фантазию и даже артикуляционный аппарат при проговаривании фраз.

    Спортивные игры. Салочки, жмурки, прятки, вышибалы — все эти игры отлично формируют у малышей способность взаимодействовать друг с другом и следовать строгим правилам. Подобные игры помогают формировать скорость реакции, пространственное восприятие, справляться с агрессией и снимать накопившееся напряжение.

    Игры в паранормальное: почему они так популярны?

    Ещё один интересный вариант детских игр — игры в паранормальное. Кстати, мы недавно писали о психологии «страшного» праздника Хэллоуина. Наверняка и некоторые родители помнят, как старались в детстве вызвать Пиковую даму или Петра Первого. Почему же дети всех возрастов так обожают эти игры, несмотря на холодок, пробегающий по коже?

    Психологи утверждают, что подобные мероприятия устраиваются школьниками и дошкольниками для того, чтобы дать объяснения своим страхам. Правда это или ложь? Испугаюсь я или убегу?

    Как правило, дети боятся темноты и мало что знают о смерти. Игры-вызовы, а также сопутствующие им страшилки о детях, чьи вызовы в своё время не увенчались успехом, помогают ребёнку проникать за завесу мрачного и неизведанного. Пережив такое мероприятие, ребёнок чаще всего превращает его в забавный опыт, которым можно поделиться с другими детьми.

    Бывает, что подобные игры — это скрытая борьба детей за место лидера в коллективе. Кто считается самым бесстрашным? Конечно, тот, кто не побоялся не стирать последнюю ступеньку на зеркале и лицом к лицу встретиться с Пиковой дамой!

    Игры — это важный инструмент для формирования детской психики, для освоения умений и моделей поведения. С помощью игр ребёнок проходит через определённые и важные этапы взросления: формирование силы воли, преодоление страхов, контроль эмоций, примерка роли лидера и ведомого.