Ирина Леонтьева: «Дети никогда не отступаются от своих проектов!»

    Сегодня у нас в гостях Ирина Леонтьева — руководитель школы «KIDSDEV», автор её идеи и концепции, и мама прекрасной малышки. Мы поговорили с Ириной о том, почему для ребёнка сегодня важнее получение навыков, а не профессии, почему родителям лучше не присутствовать на уроках детей, а ещё спросили, что бы Ирина сделала, будь у неё волшебная палочка. Читайте, получилось очень интересно!

    Ирина, расскажите, как родилась школа  — «Академия будущего»?

    Идея создать школу родилась у меня три года назад, но задумалась я об этом намного раньше — ещё во время моего обучения во Франции. В основном мы получали знания на практических занятиях: например, на маркетинге делали маркетинговую стратегию для известных брендов, позиционировали бренд для новой целевой аудитории — школьников. К нам приходили представители бизнеса, маркетинговые директора, которые обучали нас простым вещам: что такое рынок, что такое конкуренция и так далее. И в процессе такого формата обучения у меня родилась идея: почему бы не давать эти же самые знания уже в школьном возрасте, чтобы лет через 10 они запомнились так же хорошо, как, к примеру, азбука. Для современных детей основы маркетинга, экономики, бизнеса, предпринимательское мышление, концепции проектной работы — это необходимые знания сегодня. Уже спустя несколько лет работы в разных компаниях, во время декрета, я читала статью в Forbes о том, что ниша предпринимательского образования в России — свободна. И именно в этот момент меня осенило, куда нужно двигаться! Однако я была на восьмом месяце беременности и уже после рождения дочери, когда ей было три месяца, я по ночам занималась своим проектом: делала сайт, искала партнёров, а после начала запускать открытые уроки. 

    В 2018 году я взяла в команду ещё одного человека и мы вместе запустили первый бизнес-лагерь, в рамках которого ребята посещали телеканал СТС Kids, компании Fruittella, Coca-Cola, Авито и Tikkurila и другие. Мы погружали детей в бизнес-среду, на этих экскурсиях дети придумывали свои проекты, связанные с компаниями и мы видели, как у ребят горят глаза, им это безумно нравилось. 

    В октябре 2018 года мы запустили первую бизнес-школу и я поняла, что нужно продолжать знакомить детей с работой крупных корпораций и организовывать посещение производства. Это стало нашей отличительной чертой. 

    Расскажите о главных направлениях академии KIDSDEV?

    У нас два формата работы: офлайн и онлайн. Кстати, онлайн-лагеря мы запустили 27 марта, ещё до официального начала режима самоизоляции. Наши дети отдохнули в онлайн-лагере и мы были первыми, кто получил такой опыт. 

    Первое направление — досуговые городские программы: для детей 10+ это диджитал — дети создают сайт и блогинг — создают блоги, сейчас мы часто совмещаем эти два формата. Для детей помладше у нас есть программа «Мечты сбываются», где малыши также делают свои сайты и к ним приходят специалисты из Lego.

    Второе направление — бизнес-школы — это офлайн курсы выходного дня, на выбор в субботу или воскресенье, где ребята выбирают одну из 5 предложенных локаций, посещают корпорации, общаются с экспертами и создают свой бизнес-проект. Бизнес-школа длится 4 месяца.     

    Также у нас есть онлайн-школы: в них дети работают в международных группах, коммуницируют с людьми из Канн, Швейцарии, Германии, Канарских островов, США. Там ребята делают свои стартапы, изучая опыт людей со всего мира.

    IT-сфера сейчас пользуется большой популярностью у детей, а у вас как раз есть специальные бизнес-каникулы для детей. В описании к программе говорится, что за 5 или 10 дней смены ребёнок не только узнает, что такое 3D-моделирование, графический дизайн, AR/VR, но и создаст трёхмерные изображения для компьютерных игр и мультимедийных приложений. Это достаточно обширная программа. Насколько она успешна? Бывает ли такое, что дети в процессе пугаются сложностей и бросают на половине?

    Хочу вам сказать, что мы очень недооцениваем наших детей. Многие родители, когда видят программу школы говорят, что будет сложно, но для детей нет границ. После обучения в нашей бизнес-школе они говорят на таком профессиональном языке и используют такие термины, что может позавидовать и взрослый.

    Мы доносим информацию в игровой форме, дети в процессе обучения постоянно сталкиваются с новыми словами и терминами и запоминают весь материал на отлично. Кроме этого, у нас есть специальная методичка, составленная психологами, где подробно расписано, как работать с детьми.

    Иногда мы стараемся отговорить ребёнка от того или иного проекта, говорим, что он не успеет его реализовать в рамках бизнес-курса, но дети никогда не отступаются. 

    Ваши программы рассчитаны на детей разных возрастов. Вы замечали, что дети, пройдя какую-то одну программу, возвращаются снова уже на другую?

    Да, практически 50-60 процентов детей возвращается и начинает учиться на следующих ступенях. Но у нас не так много программ, чтобы была возможность постоянно переходить с одной на другую. Максимальный срок обучения в наших проектах — 3 года. Поэтому всё в нашей школе больше рассчитано на то, что постоянно будут приходить новые и новые дети.

    Как вы считаете, какие навыки необходимы современным детям? 

    Если вы заглянете в Атлас новых профессий, то увидите, что есть всего несколько навыков, которые необходимы современным детям. Среди них критическое мышление, командная работа, работа в неопределённых условиях, умение адаптироваться, коммуницировать с людьми. Но самый главный навык, я считаю, это умение быть гибким. Нашим детям нужно учиться не профессиям, а как раз навыкам. И мы в нашей школе этому и обучаем!

    Насколько, по-вашему, необходима конкуренция между детьми? Или всё же лучше достигать целей совместными усилиями?

    Дети спокойно относятся к конкуренции. Они понимают, что в жизни без конкуренции никуда: ты должен достигать чего-то, постоянно самосовершенствуясь. Мы в школе не ставим баллы или оценки за выполненные задания, и всем даём возможность пройти стажировку в разных компаниях. Постепенно, конечно, будем вводить какое-то поощрение за обучение. Однако для каждого ученика оно будет разное.

    Сейчас ребята работают либо в команде, либо самостоятельно. Проекты всегда разные и между собой не пересекаются. Специально конкуренцию мы им не создаём, но я за здоровое соперничество во всём.

    То есть работа с мотивацией ведётся?

    Когда родители отдают детей на наши курсы, мы спрашиваем, чьё это было желание: ребёнка, родителей или же совместное. Чаще всего мы получаем ответ, что желание пойти в бизнес-школу исходит от ребёнка.

    Как показывает практика, если у ребёнка нет интереса, то что бы ни говорил родитель, ребёнок учиться не будет. У нас нет детей, которым не нравятся наши занятия: они либо уходят сразу после первого урока, если понимают, что это не их история, либо погружаются в занятия и никуда не уходят.

    Как строится взаимодействие между школой и преподавателями, детьми и родителями? 

    Когда родитель приобретает курс, мы сразу создаём чат, в который после каждого урока скидываем основные тезисы, а также фото- и видеоотчёт. На уроках присутствует не только тренер, но и администратор школы, который фиксирует всё, что происходит на уроке: какие были игры, какое было домашнее задание, как кто продвинулся в своей проектной деятельности. Мы даже не запрещаем родителям присутствовать на уроках. Мы просим только, чтобы родители не мешали детям, так как иногда дети стесняются родителей. Мы предупреждаем, что может быть такое, что ребёнок не раскроется во время занятия и просим родителей это учитывать, прежде чем они примут решение поприсутствовать на уроке. 

    Бывают ли какие-то недопонимания между детьми и преподавателями?

    Вообще не бывают! Есть какие-то нюансы в процессе обучения, которые касаются самого процесса, например, ребёнок хочет попробовать поучиться у разных тренеров, или кому-то ближе ездить к другому тренеру на занятия, но это всё решаемо. А конфликтов не было никогда!

    Как вы считаете, чего нужно бояться современным детям? 

    Единственное, чего современным детям нужно бояться — это не воспользоваться возможностями! А ещё, может быть, реализовать себя не так, как хотелось бы. 

    Есть ли у вас в планах открыть курс для родителей?

    Когда мы сделали Проектную лабораторию для тех, кто делает проекты и вот-вот может их монетизировать, родители оживились. Скорее всего, мы запустим какую-то пробную группу. Даже, может, уже в сентябре. 

    Если бы вы могли что-то изменить в мире по мановению волшебной палочки, что бы вы сделали? 

    Я бы сделала так, чтобы детей никогда не обижали. И если бы я была миллиардером, то создала бы курс для детей из детских домов, чтобы давать им путёвку в жизнь. Чтобы эти дети получали знания и могли стать предпринимателями, топ-менеджерами и получить необходимые для жизни навыки. Я надеюсь, что через лет 5-7 мы с вами встретимся и вы мне зададите вопрос о том, как поживают дети из детского дома, в котором мы проводили обучение. Надеюсь, это случится!