Как передавать ребёнку ответственность: 8 проверенных советов

Как передавать ребёнку ответственность: 8 проверенных советов

Ответственность — точно такой же навык, как и дисциплина. Она не возникает из ниоткуда, а потому её надо развивать, начиная с детского возраста. Порой мамам и папам кажется, что либо ребёнок слишком мал, чтобы брать на себя ответственность, либо время уже безвозвратно упущено. Но это не так! Вот несколько полезных советов, которые помогут вам воспитывать отвественность вместе с ребёнком.

Совет №1: Устанавливаем причинно-следственные связи

Первый шаг к воспитанию в ребёнке настоящей ответственности — развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. Начинать можно с самых элементарных вещей и бытовых примеров: «У тебя промокли ноги, потому что ты долго бегал по лужам» или «Ты опоздал, потому что не поставил будильник». 

В таком же ключе можно задавать ребёнку наводящие вопросы: «Что будет, если неделю не пылесосить?» Обсудите вместе с ним, к чему это может привести.

Постепенно чадо начнёт понимать связь между причиной и следствием. Если в вашей семье присутствует договоренность, что ребёнок, к примеру, всегда самостоятельно ставит свои мокрые ботинки под батарею после прогулки, то ему будет достаточно увидеть результат своей «безответственности», чтобы усвоить правила.

К слову, хорошо развивать подобного рода мышление помогают поучительные книги: «Золушка потеряла туфельку, потому что спешила, ведь платье начало превращаться в лохмотья. Всё из-за того, что она не следила за временем».

Совет №2: Чётко следуем правилам

Если сегодня вы создали правило, согласно которому ребёнок теперь ответственен за выгул собаки, а завтра утром пожалели спящее чадо и сами пошли с псом на прогулку, то ни о какой ответственности не будет и речи. Правила должны соблюдаться чётко и непоколебимо, иначе в следующий раз ребёнок просто не воспримет вас всерьез. Будьте последовательны.

Совет №3: Расширяем зону ответственности

Во многом детская ответственность базируется на обязанностях по дому. И хорошо бы с самого раннего возраста поручать ребёнку разные дела. Начинать можно с простых: убрать за собой тарелку и приборы в раковину, полить кактус в своей комнате, расставить стаканы перед ужином.

Но по мере взросления зона ответственности должна расширяться, а задачи — усложняться. Так, например, зоной ответственности чада могут быть мытье посуды, уборка пыли со всех поверхностей в доме дважды в неделю. Чем сложнее задача — тем выше эта самая ответственность.

Совет №4: Формируем понятие приоритета

Ребёнок должен понимать, что дела делятся на первостепенные и второстепенные. Хочешь позависать в смартфоне? Без проблем, только сначала пропылесось в квартире. Собираешься погулять с друзьями? Отлично, но сперва уберись на своём рабочем столе и забери сестрёнку из детского сада, как договаривались.

Понятие приоритета лучше формировать на собственном примере: «Я очень хочу посмотреть сериал, но для начала мне нужно приготовить ужин».

Совет №5: Никакой критики и осуждения

Формирование ответственности — процесс сложный и долгий. Поэтому мамам и папам нужно быть терпеливыми, если ребёнок что-то делает неправильно. Нотации и осуждение в стиле «Ну я же говорила!» не помогут, а только разовьют чувство вины. Лучше относиться к детским просчетам с юмором: «Ого, ты так и не помыл посуду! Кажется, у наших тараканов сегодня ночью будет пир на весь мир!».

А вот хвалить и поощрять детей за старания совершенно не возбраняется, это формирует положительную мотивацию: дети обожают получать удовлетворение от своих маленьких побед!

Совет №6: Окружаем ребёнка инструментами для самодисциплины

Как облегчить ребёнку задачу несения ответственности? Предоставить ему все необходимые инструменты! Странно было бы, если бы он в первый же день запомнил, в какой день недели он обязался мыть пол, а в какой — вытирать пыль. Что может значительно помочь чаду:

  • исправный будильник;
  • ежедневник или календарь (можно установить приложение на смартфон);
  • красочные клейкие стикеры;
  • меловая доска;
  • магнитики на холодильник с листочками для записи;
  • наручные часы.

С их помощью ребёнок научится распределить время, организовывать свой распорядок, избегать опозданий и нарушения договоренностей.

Совет №7: Не спешим помогать

Родителям, желающим сформировать у детей ответственность, помогать своим детям не стоит, особенно когда дело касается исправления ошибок. Если на ребёнке лежит ответственность за опрятность своей школьной формы, то не нужно бросаться утром на гладильную амбразуру и утюжить мятые брюки, потому что кое-кто забыл сделать это накануне. Ребёнок принял неверное решение и должен сам пережить его последствия. 

А вот если чадо само просится помочь — отказывать не нужно! С благодарностью примите его помощь, это тоже положительно скажется на его чувстве ответственности.

Совет №8: Позволяем принимать участие в семейных решениях

Для развития ответственности детей необходимо вовлекать в семейные дела и позволять им наравне со всеми принимать решения (в соответствии с возрастом). Поэтому так важно всегда советоваться с сыном или дочерью по важным вопросам (покупка холодильника, новый цвет обоев и пр.). Это даст им понимание, что их мнение важно.

Ответственности, как и многим другим качествам, необходимо учиться. Именно по этой причине одна из главных задач мам и пап — постепенно предоставлять своему ребёнку всё больше свободы, чтобы он смог стать инициативным, серьёзным и научился нести ответственность за собственные решения и действия. Ну и, разумеется, быть примером для ребёнка: тоже выполнять свои обязательства и задачи в срок.

Материал подготовлен при поддержке

Вам может быть интересно