Как приучать ребёнка к этикету

    Вхождение детей в социум — процесс довольно длительный, ведь он подразумевает учёт важных нюансов. Они помогут ребёнку адаптироваться в обществе и ощущать себя в нём комфортно. Один из таких нюансов — этикет. Как правильно приучать малыша к этикету и что потребуется учесть?

    Когда начинать приучать ребёнку к этикету

    В действительности не существует конкретного возраста, с которого следует учить ребёнка правилам поведения. Однако психологи убеждены в одном: лучше начинать приучение как можно раньше. В этом случае ведущие принципы войдут в привычку, и позже малышу уже не нужно будет напоминать о самых элементарных правилах приличия.

    Разумеется, в год или два малыш ещё не способен чётко действовать в соответствии с родительскими указаниями. Он не всегда понимает, что от него хотят, а в силу физиологических возрастных особенностей (неразвитая мелкая моторика, отсутствие произвольного внимания, концентрации) не может даже поесть без того, чтобы не испачкать одежду. Что уж говорить про более сложные правила?

    По этой причине этикету нужно учить медленно и постепенно, начиная с усвоения самых элементарных правил, соответствующих возрасту малыша. По заявлениям специалистов, приобщать ребёнка к этикету можно примерно с 18 месяцев. Именно в этом возрасте он начинает активно подражать маме, папе, старшим братьям и сёстрам.

    Как можно научить ребёнка этикету

    Сложно учить ребёнку этикету, когда сами родители не соблюдают простейшие правила. Поэтому главный принцип удачного обучения — показывать детям положительный пример, а также передавать им внутрисемейные и общечеловеческие ценности. Сделать это можно несколькими эффективными способами:

    1. Чтение книг и биографий. Очень важно акцентировать детское внимание на том, что известные люди (писатели, поэты, музыканты, актёры, исторические личности) имеют хорошее воспитание, которое предполагает и столовый этикет. Можно рассказывать малышам о том, как раньше детей учили гувернёры и как важно было правильно себя вести за столом императорам и королям.
    2. Посещение кинофильмов, спектаклей. Особенно показательны в этом плане фильмы и представления на историческую тематику. Ребёнку школьного возраста не только будет интересно познакомиться с сюжетом, но и с особенностями этикета несколько столетий назад. После кинотеатра или театра с детьми можно обсуждать отдельные сцены и моменты, связанные с этикетом. Например, когда персонажи аккуратно едят за столом или вежливо приветствуют друг друга.
    3. Общение и игры. С детьми важно обсуждать правила поведения и в обычном разговоре, и в игровой форме. Можно обсуждать с малышами, для чего необходимо говорить слова «спасибо» и «пожалуйста», почему нельзя чавкать, баловаться с продуктами, качаться на стуле, толкаться. Дошкольникам можно показывать небольшие сценки с участием их любимых игрушек. Таким образом ребёнок запоминает, как вести себя в гостях, за столом, с друзьями или незнакомыми людьми.
    4. Обеду время — потехе час. Чтобы приучить ребёнка к столовому этикету, необходимо разграничить время принятия пищи и игр. Особенно это важно в раннем возрасте. Нельзя позволять детям играть с едой: бросаться пищей, размахивать вилкой, мять еду в руках. Приобретите игрушки для развития мелкой моторики, а также пластилин, пальчиковые краски. Если ребёнок немного поиграет перед обедом, желания играть с едой и столовыми приборами у него уже не будет.

    Общие правила этикета для малышей и младшеклассников

    Начинать приучать ребёнка к этикету следует с простых правил, постепенно переходя к сложным. Какие из них обязательны?

    • Мытьё рук перед едой. Со временем малыш первым начнёт бежать к раковине перед завтраком, обедом или ужином, поскольку выработается привычка. Но для этого маме или папе необходимо самостоятельно отводить ребёнка в ванную комнату.
    • Приём пищи за обеденным столом. Если родители не будут ужинать перед телевизором или ноутбуком, то и дети будут принимать пищу только в специально отведённом для этого месте.
    • Использование салфеток. Это не только защитит одежду и колени от пятен, но покажет ребёнка с хорошей стороны в гостях или в ресторане.
    • Использование столовых приборов. Мамы и должны объяснить не только то, что нельзя играть с острыми предметами, но и то, как правильно пользоваться вилкой, ножом, и какой прибор для чего предназначен.
    • Спокойное поведение. Ребёнка следует научить, что нельзя толкаться во время принятия пищи, качаться на стуле, кричать, быстро запихивать в себя еду, чавкать. Стоит приучить его пользоваться салфеткой, а также есть молча, спокойно, с закрытым ртом и тщательно пережёвывая. Если что-то необходимо передать, нужно не тянуться через весь стол, пачкая рукава и мешая другим, а попросить передать кусок блюда или тарелку.
    • Благодарность. Малышам любого возраста следует прививать привычку благодарить за любую помощь.

    Чтобы маленький ребёнок усваивал правила этикета намного результативнее, подключить к его обучению полезно бабушек и ближайших родственников. Также важно на любом этапе поддерживать своего ребёнка и хвалить его за достойное поведение.