Как сказкотерапия помогает справляться с детскими трудностями

Как сказкотерапия помогает справляться с детскими трудностями

С давних пор сказка была известна нашим предкам как один из лучших способов воздействия на ребёнка. Постепенно доверие к этому жанру настолько возросло, что появился даже отдельный психотерапевтический метод под названием «сказкотерапия», чья эффективность неоднократно подтверждалась на практике.

Что такое сказкотерапия

Сказкотерапия — психологический метод взаимодействия с ребёнком, целью которого является коррекция поведенческих реакций ребёнка и помощь в решении его личностно-эмоциональных проблем с помощью сказок.

На сегодняшний день сказкотерапия широко применяется и педагогами, и психологами, и психотерапевтами, и даже родителями. Плюс сказкотерапии в том, что подходит она всем детям, даже тем, кто имеет особенности развития (психофизического, эмоционально-волевого плана). Всё потому, что сказка — это не просто история, это ещё и форма познания.

Сказка хоть и довольно универсальный способ решения детских психологических проблем, но имеет ряд особенностей. В первую очередь, лечить и помогать может не каждая сказка, а именно психотерапевтическая. Детям разных возрастов полагаются разные типы сказок:

  • До 5-6 лет лучше работать со сказками о волшебстве, животных, перевоплощениях, с цикличными четкими сюжетами;
  • От 6 лет и старше можно работать уже с разноплановыми по структуре и сюжету сказками, которые выберет сам ребёнок.

Почему же именно сказки? Дело в том, что этот литературный жанр — прекрасный инструмент передачи навыков, опыта, умений, знаний. Большинство из них вбирают в себя понятия о нравственных категориях, которые ребёнок может усвоить в доступной понятной форме. Кроме того, сказки отлично задают детям направление (делай/не делай, говори/не говори), поскольку они построены на аллегориях.

Сказкотерапия как система включает в себя множество подметодов:

  • рассказывание сказок;
  • сочинение сказок;
  • постановка сказок;
  • переделывание уже имеющихся сказок;
  • куклотерапия, песочные сказки, рисование сказок и прочие варианты арт-терапии.

Сказкотерапия — это синтез достижений психологии, психотерапии, педагогики и философии.

Плюсы и польза сказкотерапии

Обращаются к сказкотерапии, разумеется, из-за её эффективности. Этот метод действительно позволяет решать множество детских проблем. В частности, сказкотерапия помогает:

  • избавить ребёнка от навязчивых страхов и фобий;
  • сформировать у детей навыки выстраивания взаимодействия с социумом;
  • мягко и результативно скорректировать поведенческие и эмоциональные нарушения у ребёнка;
  • приобрести новый эмоциональный опыт;
  • снять стресс, напряжение, тревожность;
  • выявить информацию, о которой ребёнок сознательно не сообщает;
  • высказаться, проявить эмоции, чувства и переживания;
  • наладить контакт ребенка с родителем или другом;
  • решить бытовые проблемы (проблемный отход ко сну, вредные детские привычки и т.п.).

Кому подходит метод сказкотерапии

Метод сказкотерапии подходит всем детям, начиная с раннего возраста. Даже если ребёнок совсем маленький, то можно использовать простые формы данной методики, например, чтение (включая групповое чтение сказок). Поскольку сказки классифицируются в зависимости от того, с какой проблемой столкнулся ребёнок, можно сделать вывод, для каких детей сказкотерапия будет самой действенной и эффективной:

  • для детей, испытывающих страхи (темноты, высоты, врачей, собак);
  • для детей с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности);
  • для детей с поведенческими расстройствами и физиологической симптоматикой (энурез, переедание, голод, самоповреждения);
  • для детей, столкнувшихся с семейными проблемами (развод родителей, появление отчима или мачехи, рождение брата или сестры и пр.);
  • для детей, столкнувшихся с потерей (смерть близких, питомца и пр.).

Как работает сказкотерапия

Психотерапевты называют сказку метафорой, которая позволяет заглянуть во внутренний мир ребёнка. В сказочной истории все образы имеют своё значение. Ребёнок изначально либо ассоциируетс себя с определённым героем (героями), либо проговаривает свои чувства нативно (то есть используя роль рассказчика).

Сказка даёт возможность ребёнку решить проблему разными способами. Например, повернуть время вспять, чтобы прожить множество разных финалов. Она может помочь вновь пройти через какой-то приятный опыт. Иногда детям достаточно просто проговорить проблему, чтобы что-то прояснилось. Сказка сама задаёт путь движения: будет ли это смена ролей, новая сказка, переделка старой истории или просто импровизация — зависит от цели. 

Как придумать терапевтическую сказку вместе с ребёнком

Заняться сказкотерапией с малышом можно даже в домашних условиях, без посещения специалиста. Но для того чтобы сеанс был по-настоящему действенным и полезным, потребуется соблюсти 3 важных правила:

1.  Сказка должна быть идентичной детской проблеме, но не должна полностью ее повторять (это всё-таки не роман и не мемуары, а выдуманная история);

2.   Сказка должна иметь замещающий опыт (ребёнок должен видеть точки соприкосновения с героем или ситуацией) и тем самым вызывать у ребёнка отклик;

3.  Сказка должна иметь логическое начало («жили-были») и концовку («стал он жить-поживать и добра наживать») и определённый посыл. 

В первую очередь, необходимо вызвать у ребёнка интерес. Поэтому при работе с малышами сказку можно начать так: «Жил-был крошка-жираф, который боялся высоты так же, как и ты». Детям постарше (старший дошкольный возраст) будет интересно самим сочинять сказки или завершать уже начатые истории. Это очень эффективно, поскольку подсознательные установки и переживания чада проявляются в его фантазии и тех сюжетных линиях, которые он будет выстраивать. Получается, что для сказки он выбирает ту концовку, которую считает приемлемой именно для себя.

Хорошей основой для сказкотерапии может стать, к примеру, «Гадкий утёнок». Если у ребёнка заниженная самооценка, то сказка Андерсена через преобразование и импровизацию станет прекрасным инструментом самопринятия.

Интересно, что со страхом, стрессом и напряжением помогают бороться именно страшные сказки с неожиданными поворотами, но весёлым финалом. Проживание подобных тревожных ситуаций тренирует стрессоустойчивость: «В чёрном-чёрном городе в чёрном-чёрном доме жила девочка, которая очень боялась темноты…».

До шестилетнего возраста лучше ограничиться чтением, сочинением и обсуждением сказок. Лучше всего подойдут сказки с четкой структурой и сюжетной линией («Морозко», «Федорино горе», «Каша из топора»). А вот в младшем школьном возрасте уже можно подключать другие элементы сказкотерапии (рисование, постановки и пр.).

Стандартная психотерапевтическая сказка должна строиться с учётом страхов, особенностей, характера ребёнка и его потребностей. Хороший пример сочинения и использования сказок есть в книге Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя. Психотерапевтические истории для детей».

Мы затронули в статье только малую часть описания метода сказкотерапии. В случае, если вы не справляетесь самостоятельно — обязательно обратитесь за помощью к детскому психологу.

Материал подготовлен при поддержке

Вам может быть интересно