Как заставить ребенка учиться: 5 советов психолога с 40-летним опытом работы

Как заставить ребенка учиться: 5 советов психолога с 40-летним опытом работы

Помочь ребенку расставить приоритеты

Для начала нужно понять, что отвлекает ребенка от учебы и отнимает силы. Если виной непосильная нагрузка, ее надо снизить. Ребенок должен отдохнуть, прежде чем снова браться за дело. Если он разрывается между дополнительными кружками, обсудите, какие занятия стоит поставить на паузу, чтобы высвободить время для уроков. Важно помнить: если дела в школе идут не очень, ваша задача — объяснить ребенку, что он не бесталанный, и указать на то, что у него получается хорошо. Поэтому никогда не забирайте то увлечение, в котором он чувствует себя успешным.

Научить учиться


Разберитесь, какие дисциплины даются ребенку хуже других и действуйте: сначала объясните один непонятный параграф, затем потихоньку — другой. Главное — это терпение. Пройдет время и мы увидим, как вместе с пониманием предмета возвращается интерес, уходит страх, а его место заполняет уверенность в своих силах. Если вы не в состоянии разъяснить сложный предмет, привлеките на время репетитора.


Иногда мы заставляем ребенка усиленно заниматься по несколько часов. Бедолага страдает, притворяется занятым, но на деле отвлекается, уроки остаются невыученными, а тема — непонятой. Поищите эффективную модель самостоятельных занятий, разделите большое дело на маленькие, покажите, как после усиленного внимания переключаться на короткий отдых.

Решить проблемы с преподавателем


Если ребенку трудно учиться, потому что не складываются отношения с учителем, или учитель предвзят, мы должны вмешаться. Иначе ребенок окажется между двух огней: на уроках его мучает учитель, а дома — ругают родители. Это худший вариант: так мы теряем конструктивную связь с ребенком, а проблема остается проблемой. Что делать? Сначала поговорите с педагогом, узнайте его точку зрения, поищите консенсус. Если разговор не поможет, нужно искать нового учителя, класс или школу. Причем быстро: сильные отрицательные эмоции плохо сказываются на психике ребенка.

Ввести ограничения и подать личный пример


Не спешите критиковать то, что вам не нравится, а ребенок считает важным. Иногда нужно просто подождать, и интерес к хобби пропадет сам по себе. Конечно, так бывает не всегда. Если хобби долгоиграющее, проявите к нему интерес, поищите плюсы в этом увлечении. И потихоньку ограничивайте время, которое ребенок на него тратит. Вы можете сказать что-то вроде: «Паркур сделал тебя сильнее, классно! Продолжай тренировки. Но давай сразу договоримся: максимум два часа в день. И не лихачить: сложные трюки только когда почувствуешь стопроцентную уверенность. Ок?»


Так же и с гаджетами. Полезно ввести правила не только для ребенка, но и для всей семьи. Например, за ужином мы не проверяем телефон, а ложась спать, убираем гаджеты в коридор. Установите такие правила для всех, и посмотрите, насколько меньше будет сопротивляться «режиму» ребенок.

Поощрять за процесс, а не за результат


Преподаватель Гарварда Роланд Фрайер устроил исследование, целью которого было понять, что оказывает наибольшее влияние на успеваемость. В исследовании участвовали 36 тысяч детей. Оказывается, лучший способ повлиять на успеваемость — это поощрять точно определимые действия: практику в устном счете, чтение книг, активность на уроках.


Оценки выше у тех, кого хвалят за процесс, а не за конечный результат. Причем имеется в виду не материальная похвала. Часто нужно просто словесно поощрить ребенка, сводить в любимое место или заплатить за любимую секцию. 


Поощрять нужно безотлагательно, а не когда-нибудь в будущем. Обещание «Закончишь год без троек — купим новый айфон» не сработает. Гораздо эффективнее отмечать промежуточные этапы, а не финальную цель, маленькие шаги в нужном направлении, а не конечное мегадостижение.


Призывы в духе «Ты должен сдать ЕГЭ!» нельзя измерить и разбить на части. Они не помогут, потому что ребенок не понимает, а что конкретно нужно для этого сделать. Зато когда цель измерима и понятна — например, «всю четверть по вторникам и четвергам — дополнительные по химии, каждый день решаем три задачи», — это понятная выполнимая задача, которую можно и выполнить, и проверить.

Материал подготовлен при поддержке

Вам может быть интересно