«Мама, мне скучно!» Как быть, если ребёнок часто жалуется на скуку?

«Мама, мне скучно!» Как быть, если ребёнок часто жалуется на скуку?

Многие родители жалуются на то, что детям постоянно скучно. Казалось бы, их жизнь наполнена разнообразными развлечениями: и гаджеты, и телевизор, и прогулки, и книги, и секции, и кружки — а всё равно бывает скучно! Что с этим делать и есть ли какое-то объяснения подобному явлению?

Чем может быть вызвана скука

В первую очередь, мамам и папам необходимо понять: они не обязаны быть для детей массовиками-затейниками, аниматорами, клоунами и фокусниками в одном лице. Выдохните!

Дело в том, что современное образовательно-педагогическое пространство всё больше и больше тяготеет к развлекательности. Уже недостаточно просто почитать ребёнку книгу: нужно устроить из этого целое шоу с переодеваниями или наглядными демонстрациями. 

Разумеется, это неплохо, но дьявол кроется в мелочах: вышеназванное формирует у ребёнка пресыщение. Он привыкает, что мамы, папы, бабушки и дедушки делают всё, чтобы его развеселить, увлечь и растормошить. Ребёнок отучается делать это сам, а потому каждый раз, когда чадо оказывается наедине с собой, у него происходит, как это принято называть, когнитивный диссонанс. Он растерян, не знает, как себя занять, не может никуда «приткнуть» собственное воображение — всё это и порождает скуку.

Ещё одна причина возникновения скуки — новая индустрия развлечений. Аквапарки, новомодные детские мастер-классы, шоу мыльных пузырей, батутные центры, роллердромы. Каждому родителю хочется, чтобы чаду было весело. Но по возвращении домой мамы и папы уже не могут обеспечить ребёнку таких же ярких впечатлений. Выходит, скучно может быть даже детям родителей, которые прилагают все усилия, чтобы сын или дочь не унывали. 

Спровоцировать скуку может банальное отсутствие интереса к теме или предмету: ребёнок обожает динозавров, а ему предлагают посмотреть фильм о жизни какого-нибудь художника. Так даже взрослый заскучает!

Чем хороша скука

Оказывается, скука — не такое уж плохое явление. Если ребёнок жалуется на скуку, не нужно тут же бежать за карнавальным костюмом и устраивать ему театрализованное представление в трёх действиях. Попробуйте извлечь пользу! Скука хороша тем, что она:

Помогает в учёбе. По заявлениям специалистов, «скучающий» мозг находит больше необычных решений и намного эффективнее обрабатывает поступающую в него информацию;

Помогает разобраться в себе. Когда голова ребёнка свободна от красочных мультфильмов и эффектных книжек с завораживающими иллюстрациями, он начинает больше думать и рефлексировать: «Может, мне попробовать заняться танцами? А так ли сильно мне нравится волейбол? Почему с Катей мне было веселее, чем с Аней?»;

Подталкивает к экспериментам. В частности, скучающие дети чаще остальных обращаются к сюжетно-ролевым играм, в которых оттачивают разные ситуации, модели поведения, социальные роли. Ребёнок, испытывающий скуку, старается активнее использовать воображение, чтобы себя занять: он придумывает новые игры или изменяет правила уже существующих игр;

Снижает стресс, предотвращает депрессию, уменьшает тревожность. Скучающий ребёнок, придумавший себе свою игру по своим правилам, чувствует себя уютнее и комфортнее. Это называется свободной игрой, и в её обстоятельствах дети успешнее, чем в других вариантах игр, поправляют свое ментальное здоровье.

Что предложить заскучавшему ребёнку

Очевидный плюс скуки ещё и в том, что она укрепляет родительское терпение. Наверное, многим знакома ситуация, когда ребёнок начинает злиться, беспокоиться и раздражаться, если вдруг в его руках не оказывается какого-нибудь планшета. Но тогда как реагировать на скучающее чадо? Вариантов немного, однако они есть.

1.  Бездействуйте. Забавно, но этот способ самый действенный. Постарайтесь не нервничать и расслабьтесь вместе с чадом. Скоро его мозг сам начнет генерировать идеи одну увлекательнее другой.

2.  Обратите детское внимание на старые развлечения. Ребёнку скучно? Предложите ему, к примеру, перебрать все книги в шкафу, даже самые дальние. Возможно, он наткнется на настоящее сокровище, которое по-настоящему его заинтересует. Или же предложите отложить в сторону старые игрушки и достать из кладовой те, которые он давно не видел (или вообще забыл об их существовании).

3.  Составьте список. Пусть в него войдут разные способы проведения досуга: и уборка, и прогулка с собакой, и полив цветов, и рисование. Ребёнку останется только выбрать то, что способно его занять. Главное, исходите из особенностей своего чада, его талантов, способностей, настроения. 

4.  Подайте пример. Скажите ребёнку: «Не можешь найти себе занятие? Ну, ничего не поделать. А я пойду посмотрю фильм, поглажу белье, приготовлю салат, вышью цветочек на рубашке». Кто знает, может, сын или дочь присоединится или это натолкнет их на мысль?

5.  Задавайте вопросы. Психологи утверждают, что правильно выстроенный диалог и вопросы формируют у детей поисково-исследовательскую деятельность. Это один из самых элементарных и доступных способов преобразовать детскую реальность: «Чем бы ты сам хотел заняться? Тебе понравилось рисовать гуашью? А ты бы смог нарисовать огромный замок, где живёт вампир? Как думаешь, если построить домик из одеял и подушек, он не рухнет?».

Помните, что нередко именно скука является двигателем, источником вдохновения, творчества, способом преодоления сложностей. Не пытайтесь до краёв наполнить ребёнка информацией и впечатлениями. Достаточно просто нежно подталкивать его, объясняя, что мир большой и очень интересный — осваивать его самому намного увлекательнее, чем получать уже готовые эмоции.

Материал подготовлен при поддержке

Вам может быть интересно