Мари-Од Мюрай: От детектива до психолога

    Мари-Од Мюрай любима за глубокий психологизм и бесценный дар видеть смешное даже в самых сложных ситуациях. Какими бы ни были её герои — вокруг них всегда целая галерея характеров! Вот бесчисленные родственники и знакомые благонамеренной викторианской семьи мисс Черити Тиддлер («Мисс Черити»). Вот студенты в «Умнике», снимающие одну квартиру. Или множество людей, связанных с сиротами Морлеван с самых разных сторон ("Oh, boy!”). А вот — внимание! — детектив Нильс Азар и психолог Спаситель Сент-Ив со своими клиентами. Эти двое занимают особое место. Сходство их характеров и профессий прямо-таки напрашивается. Различия, как ни странно, тоже наводят на мысли об общем замысле. В общем, не странно, что читатель Мари-Од Мюрай сам чувствует себя детективом.

    Спаситель и сын (16+)

    Книжный сериал «Спаситель и сын» первым стал известен русскому читателю. На улице Мюрлен в Париже принимает чернокожий психолог Спаситель Сент-Ив. Проблемные дети, проблемные родители, страхи, конфликты, странные поступки, взаимное непонимание. И порой удивительные диагнозы. Школьная фобия — в голову бы не пришло! (Кому вообще нравится ходить в школу?)

    Что же тут смешного? — удивится читатель, незнакомый с книгами Мари-Од Мюрай.

    «Просто надо усвоить: что с детьми ни делай, всё всегда НЕПРАВИЛЬНО. Увидишь, это очень утешительно».

    «На следующее утро после третьей чашки кофе Сент-Ив вновь обрёл веру в себя и в Зигмунда Фрейда».

    «Дело подруг — давать советы, которым сами они никогда бы не последовали, окажись на вашем месте».

    Увлекательная, честная, иногда смешная, а иногда насыщенная драматическими событиями сага о психологе, его сыне и пациентах раскрывает невероятное разнообразие типов. Так и не скажешь, в ком узнаешь собственные черты: в Бландине, которая злоупотребляет конфетами, чтобы хоть так найти душевное равновесие? В знаменитом пианисте, который даже став взрослым боится своей мамы? В разводящихся супругах, родителях девочек, которые, по меткому выражению автора «превращают детей в метательные снаряды»? Или в девочке Амбре, доводящей себя до нервного истощения в попытках стать лучшей? 

    Казалось бы, где тут найти повод для оптимизма. А он есть! Мари-Од Мюрай находит его прежде всего в искренности. Ведь именно с честности с собой и другими начинается путь к лучшему. Это её лейтмотив.

    Семейный психолог – бесспорный герой нашего времени. 

    Нильс Азар — детектив и профессор-историк (12+)

    Когда следом за первыми книгами «Спасителя» вышла «Кроваво-красная машинка» — тоже первая часть целого цикла, показалось, что детектив Нильс Азар продолжает путь психолога Сент-Ива. Всё наоборот: Азар был раньше. Просто «Спасителя» раньше перевели, а на самом деле...

    Кроваво-красная машинка

    На самом-то деле это детектив проложил путь для семейного психолога. Профессор Азар ещё совсем маленьким был ложно обвинён в страшном преступлении, не мог оправдаться, и эту тайну он пронесёт через всю жизнь.

    Она и есть предмет его расследования. А расследование, в свою очередь, то и дело перекрещивается с историями других подростков, что встречаются незадачливому профессору. Вернее, встречаются не сами подростки, а родители с историями своих сложных детей. И даже не так: обвинениями. Тревога за ребёнка заставляет взрослых заранее предполагать самое худшее. Поэтому детектив оказывается уже в гуще событий и пытается разобраться: что же всё-таки произошло на самом деле?

    «Наши самые драгоценные воспоминания, Катрин, — та память первых лет жизни, что могла бы рассказать нам о том, кто мы есть и кем станем, — стираются с той же лёгкостью, что и запись с магнитной ленты. И потому трёхлетний преступник, став взрослым, ничего не вспомнит и будет признан невиновным, и даже сам будет так думать. Но со мной всё было иначе. Запись стёрлась не полностью. С самого детства меня преследовал один и тот же сон, и до моих тринадцати лет он упорно твердил мне: “Ты виновен — виновен!”»

    Собственное расследование Азара становится уже чем-то вроде любимого хобби: очень уж запутано. Он искренне полагает, что каждая из историй этих детей – случайная и последняя. Больше всего на свете профессор хотел бы спокойно поразмышлять о своём, а ещё лучше – сбежать в изучение любимой культуры этрусков. И каждый раз оказывается, что люди неисповедимо связаны между собой. Даже этруски нет-нет да и проливают свет на дело, заставляя профессора и его студентку и помощницу, ироничную Катрин Рокк, пускаться в новое расследование.

    «— И еще вас забавляют несчастья ближних, — добавила Катрин. — А вы знаете, что вы чудовище?

    — Да ничуть. Вы ничего в этом не понимаете. Это никакое не любопытство, а научный интерес к человеческому поведению».

    Нильс Азар не забавляется несчастьями окружающих, но они в самом деле притягивают его как магнитом: в попытках раскрыть тайну собственного обвинения он развивает в себе такую эмпатию, что чужая душа уже не потёмки. Ну, по крайней мере, не такие потёмки, как для окружающих. 

    И он тоже гений своего времени.

    Знаменитый сыщик Шерлок Холмс раскрывал преступления по следам обуви и табачного пепла. Нильс Азар работает с загадками восприятия и ловушками памяти. Ну, а стереотипы и скоропалительные выводы – классика детективного жанра. До психолога – два шага по прямой.

    Что из этого выбрать читателю, незнакомому с книгам Мари-Од Мюрай? Всё-таки Азар или Спаситель? Проще, если начать со Спасителя. Интереснее, если начать с Нильс Азара. Главное, не выбирать между ними. Эти двое удивительно раскрывают друг друга.