Надписи на партах: пакость или вклад в науку?

Надписи на партах: пакость или вклад в науку?

Уж сколько раз твердили миру, что нельзя и некрасиво писать на партах! Дневники детей регулярно пестрят замечаниями о порче школьного имущества и просьбами классного руководителя отмыть со столов свои художества.

Большинство родителей, конечно, согласятся, что надписи на партах — баловство, а в некоторых случаях и вовсе вандализм. Ан-нет! Оказывается, записки и рисунки на партах — это внушительный пласт современного народного творчества, а значит — вклад в филологию, языкознание, антропологию, социологию и психологию.

Не верите? Исследования современных ученых развеют все сомнения!

История исследований

По историческим меркам изучение надписей на школьных партах началось совсем недавно — только в начале 2000-х годов. Если до этого периода записки на учебных столах воспринимались исключительно как натуральное вредительство, то в новом тысячелетии учёные задумались — а что, если изучить это явление с иной стороны? Результаты удивили даже самых скептично настроенных исследователей.

Учёным пришлось дать надписям на партах единое наименование — граффити. Так они смогли выделить их в одну группу для тщательного изучения. Перед исследователями стояло множество вопросов:

  • зачем дети оставляют на партах надписи?
  • что побуждает ребёнка выбрать тот или иной вид надписи или рисунок?
  • почему одни школьники предпочитают оставлять на парте короткие высказывания, а другие — длинные и объёмные?
  • как реагируют ученики на разные типы граффити?
  • какие школьники оставляют надписи на партах чаще остальных?

Удивительно, но анализ последних исследований доказал, что глубокое изучение надписей на партах может сделать воспитательный процесс более эффективным и действенным! Возможно, учителям не стоит очень сильно ругать ученика, решившего оставить на столе память о своем присутствии?

Разновидности надписей на партах

Чтобы составить типологию детской «наскальной живописи», исследователям пришлось изучить множество зарисовок, записок, стихов, рисунков и символов, оставленных на партах. Такое погружение позволило учёным сделать вывод о функциях граффити и о характере их авторов.

А какими бывают сами надписи?
Существует множество типов школьных граффити:

  • эмоциональные («Скука смертная!», «Хочу домой!», «Больше не могу учиться…»);
  • информационно-повествовательные («Вчера здесь украли мой рюкзак», «Петя, 5Г», «Вера + Миша = любовь»);
  • художественно-лирические («Легче съехать пузом с горки, чем учиться на пятёрки», «Не восхрапи на уроке алгебры, дабы не разбудить соседа по парте своего!», «За этой партой было зверски убито время»);
  • вопросительные («Кто со мной в кино после 6-го урока?», «Как твое имя?»);
  • комичные («This is PARTA!», «кнопка экстренного выброса учителя из класса», «Кто здесь сидит — того люблю. Кладите в парту по рублю!»);
  • противопоставляющие («7Г — супер, а все остальные классы нам завидуют!», «Попса — гадость!»).

Для чего школьники оставляют на партах граффити

Вопреки мнению родителей и учителей, в желании начертить на столе в классе какую-нибудь строчку из песни или оставить рисунок нет ничего плохого. 

Главная цель ученика — не спровоцировать негатив, а просто выплеснуть свои эмоции! Что, если урок скучный, а за окном весь день льёт дождь? Школьнику не остается больше ничего, кроме как избавиться от переживаний: он может нарисовать на парте цветок, нацарапать «Химия — скука!» или задать вопрос в неизвестность: «Кто еще хочет сбежать домой? Поставь свою подпись!».

Кроме психологической разгрузки, у надписей на парте есть и другие задачи:

  • создать подсказку для контрольной или проверочной работы;
  • дистанционно пообщаться и завести новые знакомства;
  • потратить «лишнее» время, оставшееся до конца урока;
  • преодолеть однообразие учебного материала;
  • избавиться от страха перед сложным диктантом или строгим учителем.

Типичный портрет любителя писать на партах

Так кто же чаще всего рисует и пишет на партах? Исследователи определили, что в большинстве случаев послания на столешницах оставляют вовсе не двоечники! Выяснилось, что типичный портрет художника-партописца выглядит так:  это школьники-хорошисты, которые относятся к учебному процессу легко. Они не ненавидят учиться, но и не испытывают от учёбы сильного восторга.

Многие авторы школьных граффити имеют сильную потребность высказаться, поэтому чаще всего надписи на партах имеют диалогичный характер: они составлены в виде вопросов, часто требуют поставить под рисунком подпись, как знак согласия или нарисовать что-то новое.

Выходит, надписи на партах — это своеобразная разновидность школьного письменного фольклора. Позвольте детям проявлять свою творческую натуру таким необычным образом — креативное отношение к миру еще никому не мешало. Главное, не забывать о том, что под рукой у ребёнка всегда должна быть тряпка — в качестве «оберега» от учителей.

Материал подготовлен при поддержке

Вам может быть интересно