Надписи на партах: пакость или вклад в науку?

    Уж сколько раз твердили миру, что нельзя и некрасиво писать на партах! Дневники детей регулярно пестрят замечаниями о порче школьного имущества и просьбами классного руководителя отмыть со столов свои художества.

    Большинство родителей, конечно, согласятся, что надписи на партах — баловство, а в некоторых случаях и вовсе вандализм. Ан-нет! Оказывается, записки и рисунки на партах — это внушительный пласт современного народного творчества, а значит — вклад в филологию, языкознание, антропологию, социологию и психологию.

    Не верите? Исследования современных учёных развеют все сомнения!

    История исследований

    По историческим меркам изучение надписей на школьных партах началось совсем недавно — только в начале 2000-х годов. Если до этого периода записки на учебных столах воспринимались исключительно как натуральное вредительство, то в новом тысячелетии учёные задумались — а что, если изучить это явление с иной стороны? Результаты удивили даже самых скептично настроенных исследователей.

    Учёным пришлось дать надписям на партах единое наименование — граффити. Так они смогли выделить их в одну группу для тщательного изучения. Перед исследователями стояло множество вопросов:

    • зачем дети оставляют на партах надписи?
    • что побуждает ребёнка выбрать тот или иной вид надписи или рисунок?
    • почему одни школьники предпочитают оставлять на парте короткие высказывания, а другие — длинные и объёмные?
    • как реагируют ученики на разные типы граффити?
    • какие школьники оставляют надписи на партах чаще остальных?

    Удивительно, но анализ последних исследований доказал, что глубокое изучение надписей на партах может сделать воспитательный процесс более эффективным и действенным! Возможно, учителям не стоит очень сильно ругать ученика, решившего оставить на столе память о своём присутствии?

    Разновидности надписей на партах

    Чтобы составить типологию детской «наскальной живописи», исследователям пришлось изучить множество зарисовок, записок, стихов, рисунков и символов, оставленных на партах. Такое погружение позволило учёным сделать вывод о функциях граффити и о характере их авторов.

    А какими бывают сами надписи?
    Существует множество типов школьных граффити:

    • эмоциональные («Скука смертная!», «Хочу домой!», «Больше не могу учиться…»);
    • информационно-повествовательные («Вчера здесь украли мой рюкзак», «Петя, 5Г», «Вера + Миша = любовь»);
    • художественно-лирические («Легче съехать пузом с горки, чем учиться на пятёрки», «Не восхрапи на уроке алгебры, дабы не разбудить соседа по парте своего!», «За этой партой было зверски убито время»);
    • вопросительные («Кто со мной в кино после 6-го урока?», «Как твоё имя?»);
    • комичные («This is PARTA!», «кнопка экстренного выброса учителя из класса», «Кто здесь сидит — того люблю. Кладите в парту по рублю!»);
    • противопоставляющие («7Г — супер, а все остальные классы нам завидуют!», «Попса — гадость!»).

    Для чего школьники оставляют на партах граффити

    Вопреки мнению родителей и учителей, в желании начертить на столе в классе какую-нибудь строчку из песни или оставить рисунок нет ничего плохого. 

    Главная цель ученика — не спровоцировать негатив, а просто выплеснуть свои эмоции! Что, если урок скучный, а за окном весь день льёт дождь? Школьнику не остаётся больше ничего, кроме как избавиться от переживаний: он может нарисовать на парте цветок, нацарапать «Химия — скука!» или задать вопрос в неизвестность: «Кто ещё хочет сбежать домой? Поставь свою подпись!».

    Кроме психологической разгрузки, у надписей на парте есть и другие задачи:

    • создать подсказку для контрольной или проверочной работы;
    • дистанционно пообщаться и завести новые знакомства;
    • потратить «лишнее» время, оставшееся до конца урока;
    • преодолеть однообразие учебного материала;
    • избавиться от страха перед сложным диктантом или строгим учителем.

    Уставший школьник

    Типичный портрет любителя писать на партах

    Так кто же чаще всего рисует и пишет на партах? Исследователи определили, что в большинстве случаев послания на столешницах оставляют вовсе не двоечники! Выяснилось, что типичный портрет художника-партописца выглядит так:  это школьники-хорошисты, которые относятся к учебному процессу легко. Они не ненавидят учиться, но и не испытывают от учёбы сильного восторга.

    Многие авторы школьных граффити имеют сильную потребность высказаться, поэтому чаще всего надписи на партах имеют диалогичный характер: они составлены в виде вопросов, часто требуют поставить под рисунком подпись, как знак согласия или нарисовать что-то новое.

    Выходит, надписи на партах — это своеобразная разновидность школьного письменного фольклора. Позвольте детям проявлять свою творческую натуру таким необычным образом — креативное отношение к миру ещё никому не мешало. Главное, не забывать о том, что под рукой у ребёнка всегда должна быть тряпка — в качестве «оберега» от учителей.