Наказывать ли ребёнка? И бывает ли наказание правильным?

    У некоторых родителей слово «наказание» ассоциируется со стоянием в гречке на коленях или с большим офицерским ремнём. Сложно это отрицать: старшее поколение было воспитано по-другому, а раньше было время, когда физические наказания детей не считались ничем плохим. «Пожалеешь розгу — испортишь ребёнка», – говорили тогда.

    Современные родители относятся к новому поколению, и вот уже порка крапивой кажется настоящим садизмом, а не изощрённым способом воспитания. То же самое относится к любым видам шлепков и подзатыльников.

    Возникают вопросы: получается, наказывать детей не стоит вообще? Что и кто тогда из них вырастет? Можно ли воспитать достойного человека без наказаний? Что предпринять, если ребёнок серьёзно провинился?
    Разбираемся вместе.

    Необходимость и неотвратимость наказаний

    На самом деле в слове «наказание» нет ничего плохого. В наши дни оно часто ассоциируется исключительно с физической силой, но это совершенно не так. Если заглянуть в толковый словарь, можно увидеть такое определение: «Мера воздействия на того, кто совершил проступок». 

    Зачем же наказывать детей?

    Ведущая задача наказания — помочь чаду понять свои неправильные проступки и действия, осознать их последствия и найти способ исправить ошибки.

    Иными словами, наказание должно на самом деле облегчить малышу жизнь. Сделать его умнее, опытнее, терпимее, ответственнее, серьёзнее, добрее. Если ребёнок поймёт связь между проступком и наказанием, то у него разовьётся способность устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать прогнозы. Это направит его по этичному пути и даже (особенно в подростковом возрасте, когда у многих просыпается бунтарский дух), поможет впитать не только моральные, но и правовые нормы.

    Как нельзя наказывать

    Перед тем как говорить о правильных наказаниях, стоит поговорить том, чего делать категорически нельзя. Наказания детей — это не способ снять стресс, выплеснув из себя накопившийся негатив. Поэтому запрещается:

    1. Совершать физическое насилие, в число которого входят и такие методы, как обливание ледяной водой, избиения, таскания за волосы, использование ремня и пр., и простые шлепки;
    2. Лишать детей жизненно важных вещей (сна, еды, тёплых вещей, общения);
    3. Совершать психологическое насилие (крики, запугивания, замахивания, оскорбления, унижения);
    4. Наказывать за незнание. Если ребёнок впервые увидел кота и потянул его за хвост, не стоит ругать малыша — информация о том, что животному больно, ему не известна. Другое дело, когда с сыном или дочерью уже была проведена разъяснительная беседа, возможно даже не один раз;
    5. Наказывать в несоизмеримо большем объёме. Если ребёнок демонстративно порвал книгу, то наказывать его запретом прогулок на все три летних месяца не стоит;
    6. Наказывать за неусидчивость, чрезмерную активность, любопытство или, напротив, за медлительность, низкую мотивацию;
    7. Наказывать за неосторожность (разбитую вазу, испачканные брюки и пр.).

    За что можно наказывать и когда начинать это делать

    Психологи утверждают, что введение наказаний следует начинать с трёхлетнего возраста, когда у ребёнка начинает появляться способность устанавливать причинно-следственные связи. До этого момента рекомендуется только беседовать с малышом, объясняя, что плохо, а что — хорошо. 

    С точки зрения специалистов наказывать детей допустимо за:

    • оскорбление других людей;
    • применение силы в адрес животных и людей, если сила была применена не для защиты;
    • ложь для достижения личной выгоды;
    • нарушение оговорённых правил поведения (например, школьного устава);
    • воровство.

    Как правильно наказывать детей

    Уметь корректно наказывать — это значит быть строгим родителем, но вызывающим у ребёнка доверие. В рамках грамотного наказания допустимо:

    ⟩ лишать ребёнка развлечений (кино, походов в аквапарк — но только если это не было оговорено ранее) или карманных денег на определенный срок;

    ⟩ посадить малыша на «стул для наказаний» или поставить в угол ненадолго — так ребёнок побудет наедине со своими мыслями, успокоится, подумает;

    ⟩ наказывать шуточно: попросить присесть 15 раз, убраться в шкафу, пропылесосить, прочитать с выражением стихотворение по теме своего проступка, сочинить тематическую басню;

    ⟩ попросить ребёнка обдумать свой проступок и рассказать о выводах, которые он сделал — это, скорее, не наказание, а важная возможность обсудить вместе последствия от сделанного и сохранить контакт с ребёнком;

    Да — не стоит забывать о воспитательных беседах (почему так поступать нельзя) и исправлении ошибок. 
    Обсудите с ребёнком, что произошло и спросите у него, как он сам считает — как можно исправить свои ошибки и как не допустить повторения неприятной истории. Иногда достаточно искренних извинений, а иногда в дело вступают более серьёзные шаги. Важно, чтобы разговор был в спокойном и уважительном тоне. 

    Наказание — вовсе не смертная кара. Это отличный воспитательный метод, особенно когда он осуществляется по правилам. Главное, о чём нужно помнить мамам и папам — ребёнка важно любить несмотря ни на что. Его поведение может быть вызывающим, спорным, неприемлемым или требующим строгого пересмотра воспитательных мер. Однако чадо должно знать, что и после проступков его любят и принимают.