Не только лопатка и ведёрко: песочная терапия с детьми

Не только лопатка и ведёрко: песочная терапия с детьми

Песочная терапия — один из самых эффективных методов арт-терапии для детей, ведь он показывает удивительные результаты. Однако многие родители не до конца понимают, что это за методика, как она помогает детям и в чём её практическая польза. Об этом — наша статья сегодня.

Что такое песочная терапия?

Песочная терапия представляет собой метод воздействия на детскую психику и поведение с помощью песка и визуализации внутреннего мира. Процесс визуализации осуществляется посредством мелкого чистого песка в специальном лотке с бортиками. Иногда в процессе занятия применяются вспомогательные предметы — фигурки людей и животных, игрушки, подручные природные материалы (камни, ракушки). 

Ребёнок не просто перебирает песок — он может расставлять предметы по своему усмотрению, рисовать пальцем (пейзажи, знаки и символы, предметы, людей и животных), строить насыпи, горки и замки — и всё это будет проекцией детского мироощущения. Песок — это материал лёгкий и податливый, поэтому ребёнок творит им совершенно бессознательно: как подсказывают руки и его настоящие чувства.

Проектируя, создавая или разрушая песочные миры, ребёнок максимально активизирует свое внутреннее «Я» с присущими ему переживаниями, эмоциями, волнениями, идеями, мечтами. Через песок или через создаваемые и разрушаемые объекты малыш может выразить весь спектр своих эмоций (и негативные, и позитивные) или воссоздать реакцию на какую-либо ситуацию из обыденной жизни.

Как правило, песочная терапия применяется в детской психотерапии вместе с другими разновидностями творческих методик: сказкотерапией, музыкотерапией, арт-терапией. Однако песочную терапию можно использовать отдельно от них и даже в домашних условиях.

Нередко занятия с песком входят в программу современных детских садов или специализированных школ. И это вполне оправдано, ведь у метода песочной терапии есть огромный плюс: ребёнок не воспринимает взаимодействие с песком как специальную терапию или консультацию. Для него это всего лишь захватывающая и умиротворяющая игра, а значит, он не будет бояться встреч со специалистом.

Создательницей песочной терапии считается швейцарский психоаналитик Дора Каллф. Именно она раскрыла принципы этого метода, назвав его свободным и защищённым пространством ребёнка для выражения и исследования своего мира и превращения переживаний в осязаемые образы.

Польза песочной терапии для детей

Терапия с песком широко применяется педагогами и психологами в работе с дошкольниками и школьниками. Такие занятия не только помогают детям переживать сложные периоды, но ещё имеют развивающую функцию, особенно если занятия не индивидуальные, а групповые (в данном случае развивается детская коммуникабельность, умение слышать и слушать, навык взаимодействовать в команде).

У методики большое количество преимуществ. В частности, с помощью песочной терапии можно:

  • Помочь ребёнку снять эмоциональное напряжение, стресс, тревожность;
  • Диагностировать различные нарушения, вызванные стрессом, психотравмами или связанные с резким изменением детского поведения;
  • Проработать негативный (например, травмирующий) опыт через песок и символы;
  • Наладить контакт с ребёнком, если у него есть с этим трудности (как в силу здоровья, так и в силу иных причин), улучшить его коммуникативные навыки;
  • Помочь социализации детей с ОВЗ;
  • Улучшить детское пространственное мышление и восприятие;
  • Развить творческие способности ребёнка;
  • Помочь ученику улучшить концентрацию внимания, развить усидчивость, ловкость, тактильное восприятие и мелкую моторику. 

Специалисты подтверждают: регулярная песочная терапия помогает детям стать увереннее в себе, избавиться от внутренних зажимов и негативных переживаний, стать более спокойным.

Каким детям подходит песочная терапия

Наиболее успешными специалисты признают занятия с песком в логопедии и в комплексном развитии детей дошкольного возраста. Кроме того, песочная терапия считается эффективной в работе с подростками и с детьми с ОВЗ.

Иначе говоря, песочная терапия имеет коррекционную, диагностическую, реабилитационную и терапевтическую функцию, а значит подойдет таким группам детей:

  • Застенчивым, плаксивым, высокочувствительным, тревожным и агрессивным детям;
  • Детям, пережившим психологические травмы;
  • Детям, проходящим период адаптации к новым жизненным условиям (переезд, развод родителей, смерть важных людей или питомцев);
  • Детям, переживающим разные возрастные кризисы (3 года, 6-7 лет, 13-15 лет);
  • Замкнутым, скрытным, малообщительным детям, имеющим трудности в распознавании и выражении своих эмоций;
  • Детям с ОВЗ (нарушения речи, зрения, слуха, врожденные заболевания);
  • Детям с задержкой развития (психического, психофизического, психомоторного);
  • Впечатлительным, неврастеничным, чрезмерно активным детям;
  • Детям, испытывающим стресс и повышенную тревожность.

А что на практике?

Конечно лучше чтобы песочной терапией с ребёнком занимался специалист. Но есть несколько упражнений, которые каждый родитель может сделать с ребёнком в песочнице самостоятельно. Основное правило игры с песком вместе с малышом — не критиковать то, что он делает и разговаривать с ним о том, чем он занят и как он себя ощущает. В большинстве случаев игра увлекает ребёнка и он охотно рассказывает про неё и про свои фантазии.

Ниже приведены три упражнения для работы в песочнице.

Познакомимся с песком
Цель: снятие напряжение, развитие сенсорной осознанности.

Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку познакомиться с песком. Сделать это можно несколькими способами, в том числе используя их по очереди. Сначала ребёнок может касаться песка пальцами одной руки, затем другой, а потом всеми пальцами одновременно. После этого малышу можно предложить сжимать и разжимать кулачки: сперва медленно и нежно, потом более резко. Руки можно поднимать над поверхностью, медленно пропуская песчинки между пальцами. Можно также перетирать песок в пальцах, медленно касаться поверхности сначала ладонью, потом тыльной стороной руки. Если ребёнку больше 5 лет, то предложите ему обсудить собственные ощущения: тепло ему было притрагиваться к песку или холодно, приятно или неприятно, о чём он думал, пока шёл процесс, чего ему теперь хочется.

Следы неведомых зверей
Цель: развитие воображения, тактильных ощущений.

Ход игры: Руки ребёнка превращаются в лапки различных животных. Задача — изобразить на песчаной поверхности следы различных животных. Например, сначала идёт медведь, и малыш бьёт кулачками по песку. Затем появляется зайчик, и ребёнок «подпрыгивает» кончиками пальцев. Паук — быстрое перебирание пальцами и так далее. Затем можно предложить ребёнку придумать животное самому (в том числе и то, которого не существует в реальности) и изобразить на песке его следы.
Расспросите ребёнка про то животное, которое он придумал сам. Какой у него характер, где он живёт, чего любит? В конце можно спросить — понравилась ли игра малышу и какие эмоции он пережил, пока играл и фантазировал.

Волшебные узоры
Цель: развитие креативности, возможность к подражанию, формирование знаний о сенсорных закономерностях.

Ход игры: Взрослый-ведущий рисует на песке какой-либо узор или фигуру: это может быть что-то простое — например, круг или треугольник. Далее вариаций упражнения может быть несколько: ребёнок может повторить нарисованную фигуру в нижней части песочницы или продолжить уже начатую. В качестве вспомогательного материала можно взять камушки, цветы, листья, игрушки. Или же это может быть комплексный рисунок, правила которого задаёт ребёнок: например, «В верхней части я нарисовал морского змея, а в нижней пусть у нас будут волны».

Песочная терапия представляет собой глубинный и очень тонкий инструмент, который требует от специалиста профессионализма, индивидуального подхода и постоянного развития. При необходимости обязательно обратитесь к психологу для составления индивидуальной программы занятий с вашим ребёнком.

Материал подготовлен при поддержке

Вам может быть интересно