«Невозможно планировать работу, будучи мамой». Интервью с Лолой Шурыгиной

    Почти каждую неделю мы рассказываем о людях, которые напрямую связаны с детским и родительским миром. Сегодня хотим представить вам Лолу Шурыгину — основательницу школы «Макарун» и маму троих сыновей. Поговорили с Лолой о том, как школе удалось перестроить формат обучения из офлайна в онлайн, как к этому отнеслись ученики и учителя, а ещё спросили о том, как ей удаётся быть справедливым директором школы, в которой учатся её дети.

    Нам известно, что школа «Макарун» — это ваша вторая попытка (и успешная!) заняться собственным бизнесом. Банальный вопрос, но очень интересно узнать, как всё складывалось, как родилась идея?

    На самом деле, она третья. Первой, тоже успешной, была консалтинговая компания, она работает и сейчас. 

    Я основала школу, потому что хотела создать комфортное место для обучения своих троих сыновей. Когда мой сын пошёл в первый класс, то стало понятно, что обычная школа очень далека и от него, и от меня. Поэтому я решила сделать школу, которая отвечала бы образовательным запросам современного родителя (меня) и образовательным задачам современного ребёнка (моего сына). 

    Я не изучала рынок, не отстраивалась от конкурентов, здесь было много везения. Альтернативное образование очень интересовало родителей, а концепция, которую мы реализовали, попала в «яблочко». Она очень разумная, взвешенная, отвечающая чаяниям современных мам и пап. Поэтому специально что-то подгонять не пришлось, мы дали рынку ровно то, чего на тот момент ему очень не хватало. А название придумали дети, это — наша гордость. 

    Вы многодетная мама. Ваши дети учатся и ходят в сад и в школу «Макарун»? Не сложно ли им, когда мама постоянно где-то на горизонте и в любой момент может проверить, что ты делаешь?  

    Детям точно несложно, потому что мама много работает, и у нас есть партнёрский нейтралитет, мы его соблюдаем и знаем расписание друг друга. Сложности возникают только в том случае, когда им хочется подольше посидеть в игрушках или в Zoom с одноклассниками, и здесь мы начинаем вступать в переговоры, чтобы ещё раз обозначить договорённости. В первую очередь приоритет отдаётся здоровьесберегающим технологиям и витальным потребностям (поесть, погулять), потом учебным обязательствам. Я вообще очень режимная мама. 

    Получается ли у вас не смешивать работу и воспитание детей? Ведь вы чаще всего вместе. Бывает ли такое, что хочется остановить своего ребёнка в школе и, так сказать, «повоспитывать его»?

    Работу и воспитание я точно не смешиваю, потому что я работаю в одной комнате, ребёнок — в другой. А вот повоспитывать хочется, потому что у меня не самые удобные дети на свете. Они нарушают дисциплинарную часть урока, и, конечно, приходится поднимать бровь и сообщать, что если идёт урок, то надо заниматься, в общем, обычная такая родительская история. 

    Расскажите, как строится обучение в классах вашей школы? Что есть от традиционного образования и что для тех, кто учился в обычной школе, будет в новинку?

    Образовательный центр Макарун — это семейная школа, в которой учатся дети с 1 по 4 класс, а ещё есть Нулёвка — уникальный класс для детей 6-7 лет, которым в школу рано, а в садике уже скучно.

    В начальной школе мы стараемся совместить классическую программу и soft skills, которые сейчас очень востребованы. Классы небольшие, и в каждом вместе с педагогом всегда работает ещё и тьютор, помогающий, например, определить сильные и слабые стороны учеников и составить индивидуальный план развития.

    У нас 30% pacпиcaния занимают нaвыкoвыe пpeдмeты. В oбычнoй шкoлe ребёнок учитcя чeтыpe уpoкa, у нac — шecть. Чeтыpe уpoкa мы осваиваем чтение, письмо, математику и другие дисциплины, хорошо знакомые родителям. А двa дoпoлнитeльных — этo тайм-менеджмент, кoнфликтoлoгия, кoммуникaция, oбщeниe c oкpужaющим миpoм, paзвитиe caмocтoятeльнocти и личнoй oтвeтcтвeннocти, этикeт, нaвыки бeзoпacнoгo пoвeдeния в гopoдcкoм пpocтpaнcтвe, кpeaтивнocть и мнoгoe дpугoe. А ещё предметы, тренирующие системное мышление (шахматы, логика) и творческое мышление (театр, изобразительное и прикладное искусство). 

    Мы учим работать в столярной мастерской, делать кукол, проводить эксперименты в научных лабораториях, шить и ставить спектакли или, например, играть на укулеле. 

    Что помогает вам находиться в ресурсе, ведь у мамы троих детей полно забот, а тут ещё и собственный бизнес?

    Невозможно планировать работу, будучи мамой, потому что трое детей — это так: один заболел, второй что-то хочет, а третий просится на руки. Поэтому я планирую задачу на определённый момент. Много делегирую, реализую одну-две важные задачи в день. Остальное по принципу — что успела или что важнее всего успеть. Слежу за тем, чтобы не было неудовлетворённости собой, работаю над тем, чтобы не испытывать негатива, когда у меня не получается — ну, например, невозможно решить задачу, если ребёнок с тебя не слез в течение дня. Вообще чем меньше фрустрации, тем лучше. 

    Лола Шурыгина

    Расскажите, как изменился образовательный процесс в семейной школе «Макарун» за время самоизоляции? Что было самым трудным в процессе перехода на онлайн-обучение?

    Нам удалось сделать это очень быстро — всего за 4-5 дней. Нам повезло, карантин случился в период школьных каникул, у нас было время для реорганизации процессов. При этом в Школе не было ни одного сотрудника, владеющего цифровыми платформами, технического специалиста, учителей, обладающих нужными компетенциями. Мы в этом смысле — классическая оффлайн-школа. Но привычка действовать быстро и высокий уровень самоменеджмента, желание дать детям опору в виде любимой Школы (пусть и онлайн), любимых учителей — лучший мотиватор. Нам удалось сделать всё очень эффективно и технологично. 90% наших родителей дали высокую оценку нашей работе, масса позитивных отзывов, ими пестрят наши личные и школьные чаты. Мы с родителями — по-настоящему команда и наша совместная работа — лучшее тому доказательство. 

    Какие ресурсы были задействованы для перехода? Были ли приглашены сторонние специалисты, как проходила подготовка педагогов к первым уроках в онлайне?

    Мы активно использовали scrum технологии, и они, конечно, очень помогли. Глобальные задачи были разделены на понятные небольшие части, были назначены ответственные, и важно сказать, что команда видела, что я делаю, и доверяла мне. Вообще для того, чтобы решить все проблемы, была создана цепочка из 300 последовательных действий, 2-3 раза в день проводились сверки статусов, благодаря чему каждый видел работу каждого. Это здорово растит ответственность за общий результат.  Мы пригласили только технического специалиста, в остальном весь переход был осуществлён силами и ресурсами команды школы. 

    Как дети восприняли и пережили изменения в образовательном процессе? Какая поддержка от педагогов и тьюторов оказалась необходимой?

    Дети в целом положительно восприняли и достаточно легко встроились. Сейчас всё школьное расписание переведено онлайн. Уроки идут как в школе, мы внедрили щадящий режим, здоровьесберегающие технологии. Дети довольны. Но мы понимаем, что усталость накапливается, что им важно физически общаться, коммуницировать, обнимать учителей, в конце концов. От тьюторов и педагогов понадобилась большая включённость, готовность общаться с каждым. Ведь в оффлайне учитель работает с целым классом, а тут нужно каждому ученику что-то сказать, как-то подбодрить. Поэтому мы ввели обязательные утренние созвоны с тьюторами, когда обсуждается настроение, уделяется внимание каждому. Ну и педагоги включились: читают с детьми по выходным, проводят пижамные вечеринки, играют в мафию — всё то, что сложно было сделать оффлайн.

    Какое у вас, как у мамы впечатление об онлайн образовании? Есть ли плюсы, положительные стороны?

    В том виде, в каком оно реализуется во всей России, это такой инвалид от образования. Это не реализует образовательные цели, а просто позволяет ребёнку не забыть, какова позиция школьника. Этот формат не предназначен для глубокой реализации образовательных целей. Важно, что он позволяет не допустить интеллектуальной и морально-нравственной деградации детей в условиях изоляции. Наша школа, судя по всему, в том числе по отзывам наших родителей, входит в топ-сегмент школ, которым удалось организовать дистанционный формат максимально высокого качества, в том числе по уровню знаний детей. 

    Как вы думаете, как поменяется школа, процессы в ней, отношения внутри коллектива, а главное дети после выхода с режима самоизоляции? 

    Я думаю, что резко ничего не изменится. Произойдёт откат к привычным поведенческим сценариям: мамы и папы точно поведут детей в школы на праздник 1 сентября, и это совершенно естественно. Процентов 10 школ и пространств сможет сохранить дистанционные или смешанные форматы, остальное уйдёт. Мы планируем организацию дистанционного класса с осени в том числе. 

    Изменятся ли отношения внутри школы и дети? Это не зависит от самоизоляции, это зависит от культурного кода школы, от процессов и организации среды, от уровня общения, качества общения. В нашей школе это всегда очень уважительная, открытая, тёплая коммуникация. Я бы даже сказала, что онлайн сблизил участников ещё больше, так что мы вернёмся и встретимся как старые друзья.

    Что должно быть в школе, чтобы в неё хотелось приходить и приводить своих детей?

    Важна атмосфера уважения, ощущения того, что мы делаем общее важное дело. Нужно выстраивать отношения партнёрства не только между школой и ребёнком, а ещё и с родителями, чтобы они не чувствовали себя провинившимися школьниками, которых вызывают в школу и сажают на наш знаменитый диван. Важно, чтобы учителя любили и свой предмет, и детей. Уровень образования тоже важен.

    Если бы вы вдруг стали министром образования, какие изменения в сложившуюся систему внесли бы в первую очередь?

    В основном это касается нормативной, регуляторной базы. Если мы говорим о частном образовании, то все ограничения, которые мешают частному образованию работать по основной своей цели, изменить ограничения ведения бизнеса, ненужных регламентов, устаревших СанПиНов. Второй большой блок — это передача ответственности за образовательный результат профессиональному сообществу. Создание этого сообщества с помощью саморегулируемой организации с наличием разумных, согласованных всеми участниками критериев оценки образовательных результатов детей. 

    О чём вы мечтаете как директор школы?

    Хочу «вырастить» по-настоящему технологичную во всех смыслах школу. Сейчас мы обучаем детей до 5 класса включительно, планируем вырасти вместе с ними до 11-го. Внедрить индивидуальные маршруты, смешанные формы обучения. Продолжать обучать учителей новым технологиям и инструментам в работе с детьми. Быть полезными профессионалам и родителям.