Никита Андриянов: «Многое в спорте зависит от настроя»

    Мы продолжаем вас знакомить с людьми, которые связаны с миром детей. Сегодня у нас в гостях Никита Андриянов — профессиональный спортсмен и автор онлайн-тренировок для детей на Wildberries. Мы поговорили о важности активных занятий для малышей, о том, как показать ребёнку, что спорт — это классно и полезно и узнали, каким должен быть тренер, чтобы он понравился юному спортсмену. 

    Здравствуйте, Никита! Расскажите, пожалуйста, о себе и о том, как появился проект «Спорт для самых маленьких».

    Я профессиональный спортсмен, мастер спорта по лёгкой атлетике. В спорте уже 18 лет, из них 13 — в сборной России. Последние несколько лет в свободное от профессиональной деятельности время я начал подрабатывать тренером. У меня у самого тренеров два: один тренер в сборной, а другой — детский, мой самый родной, новосибирский. Вот второму я и помогал. Когда он куда-нибудь уезжал, я занимался с его группой и тренировал своих друзей. Я специально нигде ничего не рекламировал и нигде не размещался. Обо мне узнавали по сарафанному радио. Пока я тренировал, у меня появились деньги, но это был не суперзаработок, а скорее хобби. 

    Вскоре на меня вышли ребята, которые около двух лет работали у нас в Новосибирске в садиках, занимались с детишками. Именно у них я и позаимствовал программу: спортивные игры, футбол, баскетбол, волейбол, гандбол, адаптированные для детей дошкольного возраста. Я работал у них до переезда в Москву. Неделю мы с женой здесь пожили обычной жизнью, а потом началась изоляция. Моя спортивная организация (точнее, сами спортсмены) взаимодействует с определёнными садиками. В детский сад приходят профессиональные спортсмены, делятся историями и рассказами, проводят зарядки-разминки. Разумеется, в условиях изоляции лично с детьми никто встречаться не собирался, поэтому воспитатели попросили меня записать какую-нибудь зарядку на видео, что я и сделал. Прошло время, и вот одна из сотрудниц пересылает мне видео от родителей, мол, всё очень здорово, дети в восторге. Буквально через несколько дней я узнаю, что Wildberries запускает продажу цифрового контента. Пазл сложился, и я усиленно начал снимать, монтировать. Так и получилось, что на карантине я стал неожиданно для себя заниматься новым и полезным делом.

    Расскажите, как начинался ваш спортивный путь? Вы помните своего первого тренера?

    Я как все, просто учился в школе. На одном из уроков физкультуры меня приметила учительница. Именно она начала меня подталкивать к участию в разных соревнованиях. Это был примерно четвёртый класс, я был совсем маленький, и тут такой выбор — либо на уроки идти, либо на соревнования съездить побегать. Конечно, я на соревнования поеду!

    И ездил. Мой первый учитель физкультуры (по сути, тренер), — Польховская Валентина Максимовна, бывшая жена главного тренера по биатлону сборной России, Польховского.

    После пятого класса она предложила мне съездить в спортивный лагерь. Помню день, когда мы сели в поезд. Поехали в город Бийск с двумя командами: она взяла легкоатлетов, а её коллега из соседней школы Ващенко Лариса Евгеньевна, тренер по плаванию, — пловцов. Мы сели в поезд и тронулись, отъехали — и через 40-50 минут я начал плакать, прямо реветь! Как так — от мамы уезжаю? Меня конечно успокоили. И вот там учительница поняла: если я не брошу, то что-нибудь из меня в спорте точно получится. 

    Когда мы вернулись, начался учебный год в шестом классе. Я заинтересовался и стал ходить на дополнительные спортчасы один или два раза в неделю. Всё проходило в игровой форме, но при этом мы всё равно тренировались и развивали свои физические способности.

    В конце шестого класса я познакомился с моим настоящим тренером, Мартюшовым Валерием Григорьевичем. Он сразу предложил мне летом, по окончании учебного года, съездить на сборы в академгородок при Новосибирске. На тот момент тренер уже несколько лет практиковал эту схему: лето, Новосибирский государственный университет, студенты разъезжаются, общежития пустуют, их сдают желающим. Эта поездка стала моим первым испытанием. Мне было 11 лет, но я даже не могу описать, что пережил в плане нагрузок.

    Тяжело было?

    Не то слово! И тяжело, и плохо, и больно — всё на свете. Но, видимо, это была некая ступенька: если её пройдешь — дальше будет проще. Всё рассказать не могу, но было очень плохо. Больно и физически, и морально — по всем фронтам.

    Получается, вы всю школу занимались таким образом? Ну и как само собой разумеющееся решили стать спортсменом?

    Да, до того как встретился с тренером. На начальном этапе было «лишь бы школу прогулять, куда угодно поеду». Потом наступил год дополнительных спортчасов, когда всё было в удовольствие, здорово и задорно. Главное началось после знакомства с тренером! Я поехал с ним на мои первые спортивные сборы. Начало лета, мы вернулись, пришли на стадион, и тренер говорит: «Не хочешь попробовать потренироваться серьёзно?» Но какое «серьёзно», если я маленький? Мне бы общение, люди, ребята, веселье, но я всё же согласился попробовать… Так всё и завертелось!

    На первые большие соревнования мы поехали в 2004 году. Мне было 14 лет, первенство России для самых маленьких. Когда мы выезжали, тренер сказал, что я точно попаду в финал. Так и случилось. Я попал в финал, хотя прибежал последним, но это было не важно. Помню, как финиширую, сажусь куда-то, говорю тренеру: «Ну что, в следующем году-то поедем?» И тут ловлю себя на мысли, что по мне ползут муравьи. Оказывается, я сел в муравейник, причём в большой! Но тогда меня это не смутило. Ровно через год, в 2005-м, я поехал на эти же соревнования (возрастная вилка лет 14-15) и выиграл две дистанции. Одну так себе, а другую с очень большим отрывом. И пока я не попал во «взрослый» спорт, все соревнования российского уровня выигрывал с приличным очевидным отрывом в 3-5 корпусов.

    Как считаете, каким должен быть тренер, чтобы увлечь и поддержать юного спортсмена?

    Обязательно нужно поддерживать, даже если что-то не получается, и говорить: «Ничего страшного, мы с тобой для того и тренируемся». Надо найти баланс между максимально дружественным отношением и очень жёстким. Объяснить: если совсем не будет дисциплины, то мы ничего не добьёмся. Но так как дети маленькие, не нужно забывать, что мы хотим развивать не только ловкость и силу. Необходимо проговаривать и психологические моменты. Например, что не всё зависит от твоей физической формы, подготовки, а многое — от настроя.

    Какие есть особенности в работе с малышами?

    Обязательно нужно всё делать в игровой форме. Важно, чтобы они не потеряли интерес, поэтому сильно затягивать занятие нельзя. Практически нельзя замолкать: надо всегда что-то говорить, говорить, говорить, чтобы дети слушали. Чуть-чуть замолчишь — они начинают между собой разговаривать, баловаться. Следует удерживать и фокусировать внимание на себе, потому что иначе дети отвлекаются. Помните мультик про маму-обезьяну? Я был один в один, когда пришёл работать в садик. Только отвернулся — и всё.

    Когда вы работаете с детьми, какие цели перед собой ставите?

    Хороший вопрос. Моя работа с детьми началась очень спонтанно. На тот момент моей целью было просто дополнительно где-то поработать. Конкретных предпочтений не было, просто так ситуация сложилась. Я вообще не понимал, получится ли что-то с детьми. Опыт у меня был, но с ребятами возраста 10-11 класса, первых курсов университета. С такими можно максимально строго. Какая цель? Если смотреть на перспективу, хочется, чтобы они не были тюфяками и потихонечку приучались к активному образу жизни. А ещё (поскольку занятия в основном групповые) чтобы дети проходили некую социализацию, взаимодействовали между собой и понимали, что такое команда. Например, даёшь одному ребёнку задание, а он не может его сделать. Объясняешь: вас же в команде трое! Вместе у них всё получается, и они понимают, что это здорово.

    А ещё в играх есть правила. Для маленьких мы их адаптируем и озвучиваем очень примитивно. Скорее всего, эти правила со временем перейдут в разряд жизненных устоев. И это очень важно, это влияет на развитие человека.

    А как показать ребёнку, что спорт — это классно и полезно?

    Если дети не хотят идти на занятия, а родители очень хотят — находишь какой-то компромисс, например, чтобы ребёнок просто пришёл, посидел на скамеечке, посмотрел. Его даже не трогаешь, но периодически говоришь: «Если надумаешь — присоединяйся к нам». А поскольку всё проходит в веселой игровой форме, у меня за год не было ни одного ребёнка, который бы не встал со скамеечки и не присоединился.

    У вас получается увлечь детей своими занятиями?

    Скорее, они сами смотрят на реакцию детей: все веселятся — я тоже хочу. Вот мы дружим с Ваней-Петей, играем, строим пирамидки, вместе рисуем. Почему они улыбаются, бегают, радуются, а я тут сижу одна? Пойду с ними!

    А какова роль родителей в том, чтобы вырабатывать положительное отношение к спорту? Вы вовлекаете родителей в спортивную работу с детьми?

    Именно с дошкольниками пока ничего не было. Думаю, можно и на своём примере показывать, но вот тут, честно, тяжело. Часто всё начинается за компанию, чтобы хоть как-то провести время. Это сейчас эпоха технологий, гаджетов, а раньше-то ничего этого не было, нужно было чем-то себя занимать. Сужу даже по своим сверстникам, которые начинали в том же возрасте, что и я. Постепенно люди осознавали, что это вообще не для них, несмотря на результаты и наличие перспективы. Они не понимали, в чём кайф, радость и удовольствие от того, что ты бегаешь, прыгаешь, устаёшь, а потом тебе плохо и всё тело ломит. Мне кажется, какие бы ни были родители, если сам ребёнок не захочет, ничего не получится.

    То есть заставить невозможно?

    Да, я думаю, невозможно. Но такие примеры есть даже в большом спорте, хотя конкретно фамилии не вспомню. Несмотря на то, что люди чего-то добились, они вспоминают те детские моменты без всякой радости, потому что тренировались из-под палки. Уверен, в 85% и больше процентах случаев это только навредило. Наверняка ещё и негативный момент с родителями остался.

    Как вы черпаете силы, вдохновение, терпение для работы с маленькими детьми? Чем вдохновляетесь? Берёте пример с вашего тренера?

    Я просто наблюдал, а потом уже проходил инструктаж. Поначалу был в шоке! Представьте: у вас от 5 до 12 детей в возрасте от 3-х лет, они бегают, кричат… Потихонечку влился. Хотя бывают и такие дети, на которых ничего не действует. Но в общей массе ты, конечно, получаешь отдачу, видишь, как они радуются и от этого, собственно, заряжаешься. 

    Конечно, бывают разные дни: вот на прошлой неделе ты занимался с детьми, которые вели себя идеально, всё выполняли, не баловались. Эти же дети через неделю вообще могут не слушаться! А бывают единичные дети, которые никогда не слушаются. Я ещё не знаю, как находить к таким подход. Наверное, надо заниматься с ними индивидуально. Это самое действенное, потому что у меня группа: если я стану отвлекаться на одного, остальные будут страдать. С такими детьми остаётся только смириться.  Есть дети, которые всегда балуются, на них вообще ничего не действует. А есть те, про которых знаешь: они на 100% могут быть максимально нормальными, адекватными, но почему-то сегодня решили побаловаться. 

    Иногда хочется повысить голос?

    Я всегда держу себя в руках, стараюсь спокойно и доходчиво объяснить почему баловаться не стоит и чем это может навредить, как самому ребёнку, так и всей группе.

    Ваши занятия помогут детям как-то себя занять вот сейчас на самоизоляции, потратить скопившуюся энергию, как-то переключиться?

    Да, в описании так и сказано: они помогут выплеснуть энергию, которая скопилась. Помогут точно! У меня нет сомнений в этом контенте, потому что до того, как выпустить его на площадку и продавать, он случайным для меня образом прошёл тест и получил хорошие отклики. 

    Какие условия необходимы для тренировки? Вот родитель приобрёл вашу программу. Мы же все дома сидим, в спортзал не придёшь. Что нужно, чтобы тренироваться самим?

    В целом, ничего. Нужна только любимая игрушка ребёнка. Для остальных тренировок нужен мяч. Понятно, что в футбольной тренировке есть ворота, в баскетбольной — кольцо. Но условно воротами может быть что угодно: дверной проём, стул, ножки стола. Корзиной может быть любое ведро. Единственный момент: чтобы снизить риск крушения чего-либо в квартире, было бы хорошо иметь мягкий мячик. Например, есть мячи, которые по габаритам большие, но достаточно мягкие и прыгучие. В садике дети их даже в зеркала бросают (не специально, естественно) — и всё цело.

    Здесь главное — желание. В тренировках, связанных с видами спорта, ребёнок все делает сам, глядя на меня. В интерактивной форме я общаюсь с ним, делаю паузы, даю возможность ответить. Также в каждой тренировке в одном задании нужна помощь взрослого, это указано в описании.

    Взрослые включены в эти тренировки, они как-то могут помочь?

    В идеале дети постарше (6-7 лет) могут выполнять упражнения и без взрослого, а тем, кто помладше, всё-таки нужен взрослый.

    Как вы считаете, что должен знать каждый родитель о спорте для малышей? Есть базовые постулаты?

    Ни в коем случае нельзя перетренировать ребёнка. В этом и заключается одна из очень важных функций тренера. Конечно, если мы говорим про видеотренировку, тренер тут участвует косвенно, но в обычной жизни тренер смотрит на ребёнка и на то, как он себя чувствует. Допустим, ребёнок должен присесть 10 раз, и как только он закончил, можно понять, какое упражнение ему дальше стоит давать, а какое — уже не стоит. Главное — не перегрузить.

    Если мы говорим о пользе, то именно в детском возрасте важна регулярность занятий, а не продолжительность. Лучше это делать если не каждый день (хотя у детей столько энергии, что они могут заниматься и каждый день), то хотя бы через день. Может, суперпривычка и не сформируется, а вот навык — да. Даже если ребёнок пропустит тренировку, а ты потом ему напомнишь, он скажет: «О! Так это всё я уже делал!»

    Я считаю, основное — это регулярность, не перегрузить и не перетренировать. Потому что и травму можно получить, и ребёнок может устать очень сильно. Скажешь ему потом: «Пойдём, побегаем!» А он ответит: «Не пойдём, в тот раз так набегались, что я не мог встать 4 дня!». Я взрослый и понимаю, что если не могу два дня ходить, потому что всё болит, — это нормально, а ребёнок ещё не поймёт.