Общение с младенцами: полезные советы и подробный практикум

    И молодые, и опытные родители знают, что с малышом необходимо разговаривать. Однако на практике всё оказывается сложнее, чем в теории. Общение — одна из базовых потребностей младенцев, помогающая им правильно развиваться. Как же правильно разговаривать с новорождёнными?

    Разговоры дома

    Главное место, где малыш усваивает слова, учится и развивается — дом. Поэтому мамам и папам важно не оставлять ребёнка в кроватке на целый день в пределах одной комнаты, а проводить своеобразные экскурсии по квартире. При этом обязательно стоит называть все предметы, которые встречаются по дороге: «Это картина, на ней нарисован симпатичный кролик. Это дверь, её можно открыть или закрыть. Это цветочек — вот какой красивый. А это — часы, они делают тик-так».

    Подобные действия формируют пассивный словарный запас малыша, знакомят его с окружающим миром, развивают внимание. Главное — стараться вызвать у младенца эмоциональный отклик: он будет поворачивать голову, издавать звуки, кряхтеть или гулить.

    Общение во время прогулок

    Очень важно общаться с малышом и вне дома. На новой территории больше незнакомых объектов, с которыми можно познакомить ребёнка. На прогулке малыш узнает, что такое скамейка, качели, песочница, дуб, дорога, солнце или машина. Чтобы младенец легче воспринимал информацию, говорить с ним стоит короткими, но чёткими и эмоциональными фразами: «Это берёза! Смотри, какие у неё красивые зелёные листочки и длинные веточки!».

    Совместные дела

    На кухне, в ванной, в коридоре — любые дела можно выполнять с пользой для малыша. Чистите овощи? Рассказывайте младенцу, что вы делаете: «Это помидор. Сейчас я его порежу и положу в салат. Он получится очень вкусным!» Даже простая стирка или глажка белья может стать источником вдохновения для общения. 

    Подобный подход особенно подойдёт для мам и пап, которые не знают, о чём можно разговаривать с малышом, не освоившим речь. Главное — не темы бесед, а чтобы младенец слышал речь близких и воспринимал их ласковый голос.

    Мама с ребенком

    Речевые игры, потешки, сказки и стихотворения

    Сложно представить разговоры с ребёнком без специальных потешек, игр, сказок или стихотворений. Они ритмичные, звучные, часто вызывают у малышей улыбку и приятные эмоции, развивают внимание и слуховое восприятие.

    Рассказывать их можно в любое время суток. Например, во время потягивания, утреннего умывания, сборов на прогулку, обеденного перерыва, отхода ко сну:

    Мы проснулись, потянулись,
    С боку на бок повернулись!
    Потягушечки! Потягушечки!

    Особенно малыши любят речевые игры со звукоподражаниями. Они не только имеют развлекательный характер, но и полезны для становления артикуляционного аппарата:

    Тру-бу-бу, тру-бу-бу! 
    Я трублю в свою трубу.
    Я трубу свою люблю,
    Потому в неё трублю.

    Потешки, кроме речевого развития, призваны наладить тактильную связь мамы и малыша. Как правило, активное эмоциональное говорение в потешках сочетается с лёгким массажем, поглаживаниями стоп, ладоней, живота, шеи, лба, что благоприятно влияет на сенсорику и моторику младенца:

    Ладушки, ладушки,
    Испечём оладушки.
    На окно поставим,
    Остывать заставим.
    А остынут — поедим
    И воробушкам дадим.
    Воробушки сели,
    Оладушки съели,
    Шу! Полетели…
    На головку сели!

    Первые сказки малыша («Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба») полезно сопровождать эмоциональной ролевой игрой и жестами, что положительно отражается на будущей речи малыша, улучшает его память и мышление. Сначала ребёнок будет просто повторять жесты из сказок за родителями, но со временем сможет воспроизвести и услышанные когда-то слова и фразы: «Колобок-колобок, я тебя съем!», «Кто в Теремочке живёт?».

    Общие советы

    Наши дополнительные рекомендации помогут сделать общение с малышом ещё более результативным:

    • Сократите использование уменьшительно-ласкательных слов. Конечно, в разговоре с младенцем использование эпитетов совершенно нормально, однако чрезмерное «сюсюканье» может затруднять понимание и формировать некорректный пассивный лексикон.
    • При разговоре рекомендуется задавать ребёнку вопросы и самостоятельно на них отвечать: «А кто сейчас пойдёт спать? Маша пойдёт спать!» При этом необходимо давать малышу время отреагировать на вопросительную интонацию улыбкой, агуканьем.
    • Многие мамы и папы не отличаются любовью к беседам. Но даже молчаливые родители смогут помочь своему малышу адаптироваться к миру и развить в будущем грамотную речь. Листаете социальные сети? Комментируйте интересные новости. Сели прочесть книгу? Читайте вслух с разной интонацией.

    Не обязательно обладать талантом оратора, чтобы малыш вырос развитым, умным, сообразительным и общительным. Чтобы у ребёнка сформировалась хорошая речь, потребуется только искреннее желание и свободное время.