Обсуждать кино с ребёнком — как?

Обсуждать кино с ребёнком — как?

Ни для кого не секрет, что просмотр фильмов или мультфильмов — это один из самых любимых видов детского досуга. Однако всем родителям хочется, чтобы ребёнок смотрел кино не бездумно, забывая сюжет и идею через пару минут. Как смотреть фильмы и мультфильмы с пользой и как правильно обсуждать их с детьми? Помогут наши девять советов.

Совет №1: Задавайте общие вопросы

Обсуждение любого фильма или мультфильма всегда начинается с вопросов. Такой формат подходит ребёнку любого возраста: дошкольникам можно задавать вопросы попроще (вряд ли они смогут обосновать идею фильма иди докопаться до авторского замысла), а вот подростки с большим удовольствием будут обсуждать и тематику, и проблематику.

Вопросы должны касаться общих моментов — впечатлений и эмоций, и лучше о них говорить сразу после просмотра, пока они свежие и яркие. Например:

  • «Какое впечатление произвёл на тебя фильм?»;
  • «Что тебе понравилось в фильме, а что не понравилось?»;
  • «Как думаешь, о чём этот фильм?»;
  • «Какие эпизоды, моменты запомнились тебе больше всего?»;
  • «Кому из своих друзей ты порекомендуешь этот фильм?»;
  • «Что бы ты поменял в этом фильме, если бы была возможность?»;
  • «Какие моменты вызвали у тебя смех/слезы/восторг/злость?»;
  • «Какой бы вопрос ты задал создателям этого фильма?»;
  • «Как ты понял эту фразу/поступок персонажа?».

Совет №2: Заведите дневник киномана

Ведение дневника киномана так же полезно, как и ведение читательского дневника. Это особый формат фиксации своих мыслей и чувств, который является мощным инструментом рефлексии (и, соответственно, развития и совершенствования у ребёнка навыка рефлексировать). 

Дневник киномана можно вести как от руки в любом удобном блокноте, так и в электронном формате. Это своеобразное мыслехранилище, которое позволяет фиксировать всё, что ты просмотрел, и откладывать в долговременную память. 

Почему это полезно? Ребёнок, помимо названия и даты просмотра, может записывать туда интересные цитаты, имена героев, роль персонажей в сюжете, небольшое описание происходящего, все возникшие мысли по фильму (например, «Мне понравилась музыка», «Мне не понравился этот герой, потому что…»).

Письменное оформление своих мыслей позволяет ребёнку вычленять в фильме самое важное, захватывающее, любопытное, новое. Так ему будет проще вспомнить просмотренное и потом поговорить об этом. Вспомните, как часто вы сами думали: «Я смотрел это кино, но абсолютно не помню, о чём оно!» Кроме того, ведение дневника — отличный способ развития аналитических и когнитивных способностей.

Многие семьи практикуют такой формат: смотрят несколько фильмов в разный промежуток времени, вносят информацию в дневник, а потом вместе с детьми обсуждают их в домашней обстановке, например, в конце месяца.

Совет №3: Ссылайтесь на свое детство

Интересный факт: ребёнку гораздо проще открываться взрослому и делиться своими мыслями без страха быть осуждённым, если родитель начинает откровенничать о своем детстве. Поэтому старайтесь чаще говорить: «Когда я была маленькой, я видела похожий фильм/переживала похожие эмоции», «В моём детстве этот фильм вызывал у меня другие эмоции», «У меня в детстве тоже был любимый/нелюбимый киногерой», «Мне было 15 и я попал в похожую историю».

Совет №4: Говорите о героях

Пожалуй, обсуждение персонажей — это самое интересное в контексте разговоров с ребёнком. Как правило, в фильмах и мультфильмах детей привлекают именно они, а не абстрактный посыл или определённые эпизоды. Это может быть какой-нибудь номинальный Человек-паук, Черепашки ниндзя, принцесса Ариэль, хитрый детектив или умный говорящий пёс. А иногда детей привлекают абсолютно тривиальные герои второго плана. Именно это и любопытно!

Спрашивайте ребёнка о его любимых и нелюбимых персонажах, разговаривайте об их поступках и мотивах поведения. Задавайте наводящие вопросы, с помощью которых можно развить тему:

  • «Что бы ты сделал, если бы оказался на месте этого героя?»;
  • «Как ты считаешь, почему этот герой так поступил? У него был выбор?»;
  • «Кто из злодеев тебе понравился больше всего?»;
  • «Как считаешь, этот злодей мог бы исправиться? Что ему нужно для этого сделать?»;
  • «Чьи переживания тебе наиболее понятны, близки?»;
  • «С каким героем ты бы подружился и почему?»;
  • «Какие вопросы ты бы задал этому персонажу?».

Совет №5: Фантазируйте о продолжении

Особенно это интересно, если у фильма открытая концовка. Но и с относительно «закрытым» финалом на эту тему можно порассуждать. Кстати, это отлично развивает у ребёнка аналитические навыки, а ещё воображение и фантазию. Попробуйте обсудить, что будет с каждым героем по отдельности, какими они будут через 5, потом через 10 и 20 лет. Изменится ли их вселенная за это время? Возможно ли продолжение у этой истории, и если да, то какое? Если ребёнок уже в средней школе или старше — раскажите ему про фанфики. Кто знает, может быть ваш сын или дочь откроет для себя новое и поистине захватывающее увлечение!

Совет №6: Давайте альтернативные названия

Маленькие дети не вполне способы вычленить в фильмах и мультфильмах разные темы. Но здесь можно схитрить! На самом деле одна из тем кинофильма часто раскрывается в названии. Попросите ребёнка придумать другие названия просмотренным фильмам и обсудите, почему он решил, что они им подойдут. Устройте конкурс на самое смешное или пугающее название любимой комедии или мюзикла.

Совет №7: Обсуждайте жанровую специфику

Вопросы жанровой специфики тоже могут быть очень интересными. Обсуждение этой стороны кинопроизводства расширяет детский кругозор и помогает ребёнку познавать всё многообразие творческого мира.

Например, почему в одном фильме могут сочетаться одновременно и жанр «комедия» и жанр «драма»? Почему редко встречаются фильмы и мультфильмы с одним чистым жанром? Почему люди любят смотреть грустные фильмы или фильмы ужасов, если они такие страшные и пугающие? Почему самому ребёнку нравится один жанр и не нравится другой? А его друзьям?

Совет №8: Говорите о звуке и дизайне

Обсуждать кино можно не только с идейной, но и с внешней стороны, особенно если хочется развить у ребёнка эстетический вкус. Что попадает под эту категорию? Музыкальное сопровождение фильмов, спецэффекты, костюмы персонажей. Для чего вообще в фильмах нужна музыка? А почему супергерои носят такие странные костюмы? Почему в одних фильмах и мультфильмах много пейзажей, а в других — только «каменные джунгли»? 

Можно поинтересоваться у ребёнка, есть ли у него любимые или нелюбимые песни из кинофильмов или мультфильмы, которые ему нравятся только из-за стиля отрисовки. Это тоже важно, поскольку отражает детское мировосприятие. 

Совет №9: Подводите итоги

Каждое обсуждение фильма или мультфильма с детьми полезно логически завершать. Поверьте, когда в будущем ребёнок будет писать сочинения, эссе или развернутые ответы на контрольных, этот навык ему очень пригодится. 

Старайтесь подвести некую черту, выделив в обсуждении самое главное: 

  • «Что нового ты узнал этого фильма?»;
  • «Какие мысли тебе показались основными?»;
  • «Посмотрел бы ты этот фильм ещё раз и почему?»;
  • «Ты бы мог сказать, что благодаря этому фильму изменились какие-то твои убеждения или мысли?»;
  • «Ты бы порекомендовал этот фильм брату/учителю/другу?»;
  • «Какой думаешь, какой смысл вложил создатель в этот фильм?»;
  • «Этот фильм больше полезный или развлекательный? Если полезный, то что полезного в нём можно выделить? А если развлекательный, то что в нём забавного, интересного, увлекательного?».

Просмотр фильмов с ребёнком — это не только отличный способ коммуникации, но ещё и инструмент общего развития. Обсуждение кино и мультфильмов позволяет детям приобретать навыки рефлексии, умение слышать и слушать, строить диалог, находить аргументы и проявлять эмпатию. Главное — подбирать фильмы в соответствии с возрастом, интересами ребёнка и поощрять его интерес к этой сфере.

Материал подготовлен при поддержке

Вам может быть интересно