Почемучка: как работает лифт?

    Многим из нас лифт кажется настоящим волшебством: всего одно нажатие кнопки — и ты стремительно попадаешь на нужный этаж! Однако некоторые дети испытывают перед этой «машиной» большой страх. Они боятся, что кабина может внезапно упасть, поэтому лифтам предпочитают лестницы. 

    На самом деле устройство лифта не сложное и очень надёжное, поэтому риски упасть практически минимальны. А чтобы в это поверить, стоит узнать, как же он работает!

    Устройство лифтового подъёмника

    В общих чертах, основой любого лифта является вышеупомянутая кабина, небольшая подвесная комнатка с закрывающими дверями, которая и перемещается между этажами. Для работы лифта потребуется ещё и шахта: непосредственное пространство, по которой лифтовая кабина двигается вверх-вниз. 

    На первый взгляд шахта подъёмника пустая, но на самом деле это совсем не так! В шахте со всех четырёх сторон от кабины (а она, кстати, квадратная) расположены аналоги рельсов, именно по ним кабина поднимается и потом опускается. Если бы не эти рельсы, то подъёмник не смог бы подниматься плавно и равномерно: он бы постоянно качался, бился о стенки шахты, гремел, стучал, доставлял массу проблем и недовольства. 

    Помимо вышеуказанных элементов, в шахте, в самом низу, расположена такая деталь как приямок. Это особое место, в которое лифтовая кабина может упасть, если тросы вдруг оборвутся. Приямок создаётся с особой целью: в нём рабочие располагают специальные пружины и амортизирующие устройства, которые смягчают падение кабины (если вдруг такое происходит, хотя это и редкость).

    У самой лифтовой кабины можно легко заметить две пары дверей: одни — внутренние, те, которые ездят вместе с людьми от этажа к этажу. Другие — внешние, они остаются неподвижными. Это те двери, которые открываются одновременно с внутренними дверями ровно в нужном месте. 

    На одной из сторон подъёмника установлена панель с кнопками, благодаря которым пассажиры задают лифту разные команды. В первую очередь, это перемещение на определённый этаж или вызов диспетчера. Однако современные лифты снабжают и другими кнопками: вентилятор, музыка, моментальное закрытие дверей, удержание дверей и пр.

    Кабина поднимается и опускается за счёт специальных тросов, выполненных из металлических нитей. Все они очень прочные и имеют потрясающую грузоподъёмность. Для подъёма стандартной кабины в обычном жилом доме используется примерно от трёх до восьми тросов. Причём некоторые из них являются подстраховочными, как раз на случай, если один какой-то трос оборвётся. Но в целом обычный лифт способен ездить даже на одном тросе, поэтому волноваться за свою безопасность точно не стоит!

    Чтобы лифт перемещался между этажами, необходимо, чтобы тросы кто-то тянул. И делает это, конечно, не человек, а целые электрические моторы. Внешне они похожи на обыкновенное колесо, которое наматывает на себя металлические тросы при подъёме кабины и разматывает их при опускании.

    Особенности работы лифтовых механизмов

    Работа лифта включает в себя ещё несколько особенностей. 

    Стандартный лифт работает только если обустроено специальное машинное (лифтовое) отделение. Как правило, располагают его на самом последнем этаже или в специальной лифтёрной. В таком помещении устанавливают мотор и станцию управления, компьютер. Как только человек жмёт на нужную ему кнопку, компьютер моментально получает команду выполнить то или иное действие.

    Этот же компьютер связан с самой кабиной множеством электрических датчиков. Они помогают лифту «понять», когда и где ему останавливаться, когда — связаться с лифтёром, когда — закрыть двери. Получается так: человек нажимает на кнопку этажа, в главный компьютер поступает сигнал, а потом, когда кабина оказывается напротив нужного датчика (они соответствуют нужному этажу), лифт сбрасывает скорость, тормозит и открывает двери. Всё просто!

    Но и это ещё не всё! Каждый лифт снабжен специальным грузом, называющимся противовесом. Без него работа подъёмника возможна, но очень тяжела и энергозатратна. Противовес предназначен для уравновешивания веса кабины. Что это значит? Когда лифт едет к нам вниз, противовес отправляется вверх. И наоборот: когда мы вызываем лифт на верхний этаж, противовес тем временем едет вниз.

    Обычно противовес изготавливается в виде металлической прямоугольной рамки, вес которой чуть больше веса самой кабины.

    Что касается безопасной работы лифта, то её, помимо нескольких тросов, обеспечивают ограничитель скорости (их бывает даже два!), тормозная система (она как бы обездвиживает кабину, если она вдруг начнёт падать), а также амортизаторы (смягчители ударов) в виде пружинок.

    А вы боитесь ездить в лифте?