Почемучка: кто придумал велосипед?

    Почти все мы обожаем ездить на велосипеде, ведь этот способ передвижения самый интересный и воодушевляющий. Но как же это транспортное средство возникло? Кому пришло в голову приделать к двум колёсам педали и руль? Оказывается, тот велосипед, который мы видим сейчас, прошёл множество трансформаций. И в разной степени его совершенствовали разные учёные, изобретатели и естествоиспытатели.

    Первые упоминания о велосипеде

    Многим кажется, что велосипед — средство передвижения очень старое. В конце концов, колесо люди придумали ещё в древнем мире. Но это совсем не так! Удивительно, но факт — велосипедному устройству всего-навсего примерно 200 лет. По историческим меркам он ещё совсем малыш.

    В 1817 году профессор из Германии и барон крови по Карл фон Дрез создал устройство, отдалённо похожее на самокат с двумя колёсами. Над своим изобретением барон работал целых шесть лет! Передвижение на «самокате» осуществлялось за счёт ног человека. И уже через год барон представил ещё одно устройство, которое он назвал «машиной для бега». 

    Конструкция устройства была очень похожей на современный велосипед, с некоторыми различиями: у велосипеда фон Дреза не было педалей, а рама была не металлической, а деревянной. Называлось это устройство «дрезиной», по фамилии своего создателя.

    Дрез запатентовал своё устройство. И первая партия новомодных машин, разгоняющихся до 10 километров в час, успешно разошлась по Германии. Через год новинка даже дошла до Франции и Великобритании.

    Кто является создателем велосипеда

    Ни для кого не секрет, что как только к механикам или изобретателям попадает очередная новомодная вещица, они хотят её улучшить. Именно так в Шотландии с дрезиной фон Дреза и поступил кузнец Макмиллан Киркпатрик. Он основательно осмотрел немецкое новшество и решил, что ездоку не хватает приспособлений для комфорта. Так он добавил к дрезине педали и седло — для удобного передвижения и управления устройством.

    Получившаяся модель стала ещё на шаг ближе к современному велосипеду. Принцип передвижения был таков:

    1. сначала человек толкал педали;
    2. педали начинали двигать заднее колесо;
    3. устройство приводилось в движение;
    4. управление осуществлялось за счёт руля.

    Однако по каким-то неведомым причинам Макмиллан не запатентовал свое устройство и даже не попытался его популяризировать. Поэтому примерно до середины XIX века люди так и передвигались на устройстве без педалей.

    Но не только Макмиллану пришла идея усовершенствовать велосипед из Германии. В 1962 году девятнадцатилетний француз Пьер Ларман решил приделать к двухколёсному средству передвижения педали, которые требовалось именно крутить, а не толкать, как у Макмиллана. При этом о существовании Макмиллана и его «велосипеда» Пьер абсолютно ничего не знал!

    Ларман долгое время трудился у братьев Оливье, известных промышленников из французского города Лиона. Они изготавливали двухколёсные велосипеды в огромных масштабах, а с помощью Лармана и ещё одного человека, Пьера Мишо, у устройств появились педали, металлическая рама и наименование — «велосипед». Позже Ларман переехал в Америку, где в 1866 году запатентовал своё изобретение. Именно поэтому именно Пьера Лармана, бывшего изготовителя детских колясок, и считают «отцом» велосипедов.

    Более поздние велосипеды

    Пьер Ларман действительно открыл велосипедную эру. Люди на их основе создавали самые разные велосипедные модели, которые поражали воображение. Например, знаменитый «пенни-фартинг» — велосипед с огромным передним и малюсеньким задним колесом без руля. Несмотря на то, что он был очень травмоопасным, люди обожали на нём кататься. А всё потому, что пенни-фартинги не развивали большую скорость, и можно было спокойно наслаждаться поездкой. 

    В 1869 году изобретатель Юджин Майер придумал сделать спицы из железной проволоки. Это событие действительно повлияло на «развитие» велосипедов. Благодаря Майерсу транспортное средство стало более лёгким, маневренным и удобным в управлении. В 1888 году Джон Бойд Данлоп придумал надувные шины из каучука. Именно так устройство приобрело внешний вид, приближенный к современным моделям. Ну а механизм переключения скоростей был изобретен лишь в 1950 году итальянцем и велогонщиком  Туллио Кампаньолло.

    Конечно, велосипед как конструкцию создал француз Пьер Ларман, но к развитию этого чуда техники приложили руки многие люди, мечтавшие сделать передвижное устройство более комфортным, удобным и безопасным.

    А у вас какой велосипед дома?