Профилактика дезадаптации первоклассника в школе

    Первый класс — сложный рубеж в жизни вашего ребёнка. Впереди — знакомства, новый уклад жизни, новые правила. Всё совершенно незнакомое, потому и привыкание к школе для многих детей даётся нелегко. Многие сталкиваются с таким явлением, как нарушение у первоклассника адаптации к школе.

    Что такое дезадаптация?

    Простыми словами школьная дезадаптация — такое явление, при котором ребёнок испытывает сильное неудовольствие и проблемы при посещении школы, а в тяжёлых случаях — отрицательные эмоции настолько на него давят, что могут тормозить развитие и даже блокировать познавательную деятельность.

    Дезадаптация в школе состоит из эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов.

    На эмоциональном уровне она обычно проявляется в виде школьных фобий, например, страх отвечать у доски. Также ребёнок не в силах контролировать своё поведение и действует по принципу «что хочу, то и делаю».

    Когнитивный компонент предполагает, что первоклассник ещё не приспособлен к предметной стороне учёбы и, возможно, её темпу. Проще говоря, если он прошёл адаптацию на когнитивном уровне — он понимает, для чего нужна школа, уроки, и понимает свои новые обязанности. А в случае дезадаптации такого понимания нет.

    Поведенческий компонент проявляется в желании нарушать школьные правила. Иногда, в случаях сильно выраженного протеста, родителям не обойтись без помощи психологов, чтобы установить причины такого поведения.

    В чем причины дезадаптации?

    • Ребёнок психологически не готов к школе. В этом случае его реальные возможности ещё не соответствуют требованиям школы.
    • Проблемы со здоровьем. Частые пропуски из-за болезни могут тормозить усвоение нового материала.
    • Слишком требовательные родители. Если мама и папа очень эмоционально реагируют даже на небольшие неудачи ребёнка в школе, это формирует  комплексы. Он боится вновь разочаровать родителей, боится что не справится с заданием и т.д. Это вызывает у него огромный стресс и отрицательные эмоции ко всему, что связано с учёбой.
    • Внутришкольные причины. Одной из таких причин может стать несовпадение  темпов обучения. К примеру, учитель быстро даёт материал, а ребёнку требуется чуть больше времени, он не успевает, расстраивается и уже не хочет больше идти в школу, поскольку уроки вызывают у него стресс.

    Признаки школьной дезадаптации:

    Если родители заметили у первоклассника какие-то из этих признаков — это может стать тревожным сигналом, который ни в коем случае не стоит упускать из внимания. Ваша задача — помочь ребёнку справиться с трудностями и помочь в адаптации в новом для него мире.

    1. Ребёнок боится идти в школу. Не «не хочет» идти, а именно боится.
    2. У ребёнка появились нарушения сна. Он подолгу крутится, не может уснуть или наоборот стал спать стоя и в любое время дня.
    3. Появились рассеянность и забывчивость, замкнутость.
    4. Ребёнок стал часто болеть. Иногда одно упоминание о школе вызывает у него скачок температуры.
    5. Ребёнок стал плохо есть, появились капризы или истерики, выраженные нарушения настроения.
    6. Ребёнок боится попросить помощи учителя
    7. Появились навязчивые состояния: покашливание, заикание или частое моргание.

    Если у вашего ребёнка есть признаки дезадаптации, то лучшей помощью здесь будет объединение усилий нескольких специалистов: ваша поддержка, работа психолога, возможно потребуется консультация невролога.

    Профилактика школьной дезадаптации:

    Начинать профилактику нужно до того, как ребёнок пойдёт в первый класс. Задача родителей мягко подготовить малыша к новому этапу в жизни. Важно, чтобы вы говорили с первоклашкой о школе, разбирали различные школьные ситуации и как себя в них вести.

    Покажите вашему ребёнку школу, в которой он будет учиться. Расскажите ему, что и где находится. Первого сентября он уже будет знать, куда ему сейчас предстоит идти и что делать.

    Поиграйте дома в школу. Пусть за партой сидит ваш ребёнок и его куклы или звери. В такой игровой форме вы можете укреплять и развивать внимание, память и мышление вашего ребёнка.

    Расскажите, что вам нравилось в школе, что вызывало интерес, поделитесь тёплыми воспоминаниями. Постарайтесь заранее сформировать позитивный образ не только школы, но и учителя.

    Всегда будьте в курсе того, как обстоят у малыша дела в школе, расспрашивайте, проявляйте интерес.

    Не стоит при ребёнке критически высказываться в адрес учителей и школы в целом или сравнивать его с другими одноклассниками.

    Не ругайте ребёнка за ошибки. Помогите спокойно разобраться, что малыш не понимает, почему возникла ошибка. Если вы будете ругать его, кричать или обесценивать, проблемы могут усугубиться.

    Помните, что помощь ребёнку, который страдает от дезадаптации, заключается в том, чтобы у него вновь сформировалось положительное мнение о школе, а учиться стало в радость.