Психологическая готовность к школе

    При оценке готовности ребёнка к школе учитывают не только уровень знаний, но и уровень его психического развития, необходимый для эффективного усвоения учебного материала, коммуникации с учителями и одноклассниками, соблюдения норм поведения. Дошкольник должен уметь выполнять задания по инструкции, которую даёт учитель, оценивать собственные результаты учебной деятельности.

    Выделяют личностную, волевую, интеллектуальную, социально-психологическую готовность к школе.

    Задача родителей — уделять внимание не только умственному развитию ребёнка, но и его психологической зрелости для успешного начала школьной жизни.

    Личностная готовность

    Личностная готовность определяется отношением ребёнка к учебе, к роли школьника. Дошкольник считается психологически зрелым для поступления в первый класс, если школа привлекает его возможностью получения новых знаний, а не только внешними атрибутами (ярким портфелем, пеналом с мультяшными персонажами).

    Волевая готовность

    Ребёнок способен поставить перед собой цель и идти к ней, справляться с трудностями. Он умеет осознанно концентрироваться на выполнении задач, слушать педагога и следовать его инструкциям. Малыш умеет обращаться с основными школьными принадлежностями, может поддерживать порядок на письменном столе, в портфеле и пенале. Он сдерживает импульсивные действия: не кричит, не вскакивает с места при желании ответить, а поднимает руку и терпеливо ждёт, когда его спросят.

    Интеллектуальная готовность

    Ребёнок обладает начальными знаниями по окружающему миру, навыками счёта и письма, знает буквы и цифры и умеет их изображать. У него развита способность к обучению: аналитическое мышление, хорошее восприятие информации на слух, умения выполнять требования педагога. У дошкольника развита речь, большой словарный запас, он без труда строит простые и сложные предложения, пересказывает, заучивает и читает наизусть стихи.

    Социально-психологическая готовность

    Ребёнок адекватно ведёт себя в детском коллективе, не испытывает проблем с общением. Дошкольник без труда вступает в диалог с детьми и взрослыми, отвечает на вопросы. Он знает, что представляет собой роль школьника, и готов к ней.

    Советы родителям

    1. Рассказывайте ребёнку о школе, чтобы у него сложились реалистичные представления об учебном процессе. Соблюдайте баланс между позитивным настроем и упоминанием о не самых привлекательных сторонах школьной жизни. Фразы «ну всё, детство закончилось», «забудь игрушки, тебе теперь надо об уроках думать» — неуместны. Они вызовут тревогу у малыша. Говорить, что в школе море веселья, а на уроках супер интересно — тоже не стоит.
    Описывайте школьную жизнь правдиво: нужно сидеть за партой, слушать учителя во время урока, делать домашние задания. На перемене — веселиться с новыми друзьями, есть в столовке вкусные пирожки.

    2. Приучайте ребёнка к школьному режиму постепенно. Он не сможет по щелчку стать собранным, усидчивым, внимательным, самостоятельным. Поиграйте в школу. Пусть занятия длятся поначалу не более 10 минут, а между ними — переменка. Пусть дошкольник побудет и в роли учителя, и в роли ученика.

    3. Обратите внимание на коммуникативные навыки ребёнка. Если он слишком стеснительный или агрессивный, замкнутый или навязчивый — поговорите с воспитателем в детском саду, с психологом, чтобы выявить и устранить причины проблем с общением до начала учебного года.

    4. Познакомьте ребёнка со школой, в которой ему предстоит учиться. Подготовительные курсы для будущих первоклассников — отличный вариант. Дошкольник постепенно привыкнет к нормам поведения во время урока, к форме обучения, к необходимости слушать учителя и выполнять его инструкции.

    5. Протестируйте ребёнка на уровень знаний по математике, окружающему миру, на развитие речи и логического мышления, умение писать буквы и цифры. Тестирование можно пройти в детском саду, на приёме у психолога, самостоятельно в домашних условиях. Вы поймёте, какие пробелы в знаниях у ребёнка, на что обратить внимание при подготовке к школе.

    6. Готовить ребёнка к поступлению в первый класс важно и нужно, но не забывайте оставить в его расписании достаточно времени для игр и развлечений.

    7. Относитесь с пониманием к трудностям, возникающим у ребёнка при подготовке к учёбе в школе. Научите относиться к неудачам спокойно, позволяйте ошибаться, не высмеивайте и не наказывайте. А вот поддерживать, хвалить, поощрять, радоваться успехам — можно и нужно.

    Начало школьной жизни — ответственный и тревожный, но интересный этап в жизни семьи. Поддержка родителей, грамотная и своевременная подготовка к первому классу поможет ребёнку легко адаптироваться к новым условиям.