Раннее развитие — вред или польза?

    Раннее развитие — крайне популярная в родительских кругах тема для обсуждения. Многие из тех, кто раньше выступал против, сейчас сами готовы заниматься с малышом с самого раннего возраста. Ситуация принимает новые обороты ещё и из-за того, что в стремительно развивающемся мире постоянно увеличиваются и требования касаемо получения новых знаний. Если раньше ребёнок 5 лет, умеющий писать и читать, мог вызвать удивление, то сейчас это абсолютное стандартное явление. 

    На первый взгляд, в раннем развитии нет ничего плохого — ведь все родители хотят для своего ребёнка лучшего будущего и стараются вложить в малыша как можно больше новых и полезных для него знаний. Однако, не всё так просто — неправильной подачей информации, а также неадекватным её количеством ребёнку получится только навредить.

    Раннее развитие — что это?

    Часто на этот вопрос не могут ответить и те родители, которые практикуют раннее развитие по отношению к своим детям. Обычно они отталкиваются от понятия «нормальное развитие» и додумывают сами, как поступать в случае раннего. Получается, что акцент делается не на усвоении информации и не на её качестве, а на объёме полученных знаний. Родители хвастаются, что в свои три года их ребёнок записан в несколько секций, умеет читать и писать, знает наизусть стихи Есенина, учит иностранный язык, может перечислить все столицы и пишет картины маслом.

    Будет ли это считаться ранним развитием? Да, с ребёнком занимаются, но велика вероятность, что он не понимает, что делает — умеет читать, но не сможет объяснить прочитанное, заучил Есенина, не понимая смысла его строчек, и не знает, в чём разница между выученными столицами. Плюс ко всему, от этого страдают его другие способности, так что он может думать, что пирожные растут прямо на деревьях или не умеет самостоятельно надеть колготки.

    Встаёт вопрос, можно ли такого ребёнка считать более развитым, чем, скажем, его соседа того же возраста, который не блистает познаниями в географии и литературе, но с радостью самостоятельно оденется и помогает родителям по хозяйству?

    В чём разница между развитием и обучением?

    В первом из описанных случаев с ребёнком занимались именно развитием. Родители, безусловно, хотят для малыша лучшего, но экономят время, стараясь как можно быстрее заполнить детскую голову знаниями. Парадокс в том, что время они при этом только потеряют, потому что тот ресурс, который малыш потратил на зубрёжку несколько бессмысленной для него в этом возрасте информации, можно было бы потратить на действительно полезные вещи. Скорее всего, родителями в этот момент управляли амбиции и желание побыстрее получить желаемый результат.

    Во втором примере с ребёнком занимались в абсолютно ненапряжной, игровой форме, благодаря которой он смог приобрести и усвоить жизненно необходимые навыки. И это как раз называется обучением.

    Чем именно опасно раннее обучение?

    1. Дети, которые с раннего возраста блистали своими знаниями в самых разных сферах жизни, с наступлением старшего возраста перестают справляться с давлением на них и мыслями о том, что они должны знать всё больше и больше, чтобы удивить окружающих. Родителям надо признать, что несмотря на видимую одарённость ребёнка, далеко не всем дано изменить мир, и нет нужды подвергать отпрыска бессмысленным стрессам, внушая ему, что он должен быть лучше всех — это может привести к различного рода неврозам и расстройствам вплоть до развития депрессии.
    2. Если ребёнок многое узнал ещё до школьной скамьи, то в начальной школе ему не придётся особенно напрягаться, чтобы получить новые знания. А это чревато нарушением дисциплины — он, вероятно, скучает и не понимает, чем себя занять, пока одноклассники изучают нечто новое для них. Более того, привыкнув к такому положению дел, малыш к началу средней школы может просто отказаться учиться, столкнувшись со сложностями, к которым не привык.
    3. Такие дети развивают в себе потребность поглощать информацию в больших количествах без какого-либо практического применения — просто, чтобы она была, или чтобы можно было «повыпендриваться» перед окружением. Ребёнок может перечислить все существующие виды кошек, но не знать, как ухаживать за той одной, что живёт с ним в одной квартире.
    4. При чрезмерной умственной нагрузке часто страдает физическая сторона, а все мы знаем, как важно в маленьком возрасте здоровое и гармоничное развитие организма. Ребёнку нужно не только читать книжки, но и развивать навыки движения и координации.
    5. Понимая, что знает больше, чем все его сверстники, ребёнок может не захотеть с ними общаться, и это приведёт к обострённому чувству одиночества и развитию психологических проблем.

    Что делать?

    Необходимо увидеть развитие как процесс и понять, что это именно поэтапное «раскрытие» ребёнка, его навыков и умений. Ему, конечно, необходимо предоставить как можно большее количество путей для саморазвития, но также следить за тем, чтобы он сам научился открывать для себя каналы получения информации и способы её использования. Сместите акцент с количества информации на обучение способности мыслить и познавать действительность, и вот тогда паззл действительно сложится.

    Желание заниматься ранним развитием ребёнка непременно должно идти рука об руку с вопросом к себе о том, с какой целью вы этого хотите, и честным на него ответом. Если он в том, что вы хотели бы воспитать гения и заставить его знать с пелёнок как можно больше, то лучше остановиться. Ваша цель должна быть в том, чтобы обеспечить ребёнку хорошие условия для самопознания, чтобы он действительно хотел учиться новому и совершенствовать уже имеющиеся навыки.

    Отличие между развитием и обучением в том, что знания во втором случае не являются конечной целью. Они лишь инструмент, с помощью которого ребёнок учится жить в новом для него мире. Его задача в том, чтобы научиться правильно пользоваться этим инструментом. Поэтому всегда делайте акцент на практику и применение полученных вместе с ребёнком знаний, помните о том, что всего должно быть в меру: не перегружайте маленький мозг знаниями в одной сфере, лишая его возможности узнать что-то новое и интересное в другой.

    Методики раннего развития

    Методик множество, и у тех, кто задавался этим вопросом, наверняка всплывают в голове такие фамилии, как Монтессори, Никитины, Сесиль и другие. Для того, чтобы подробно разобрать каждую из них, пришлось бы писать отдельную статью, так что ограничимся общими рекомендациями касаемо выбора какой-либо из них.

    Во-первых, необходимо учитывать, что разные дети, как и все люди, по-разному воспринимают информацию: кому-то проще работать с видеоформатом, кому-то лучше запоминаются рассказы, а кому-то обязательны тактильные ощущения. Поэтому следует понимать, что хоть сами по себе системы и являются целостными разработками, их авторы признают, что идеального варианта в силу индивидуальных особенностей нет и быть не может. Лучший выход из этой ситуации — миксовать методы одной методики с методами другой, предварительно изучив их и выбрав понравившиеся принципы.

    Помните о том, что главным двигателем прогресса в данном случае является желание самого ребёнка изучать новое и его интерес к предложенным вами играм. Если он будет делать то, что ему нравится, то процесс обучения будет для него лёгким и приятным, и все останутся в плюсе.

    Во-вторых, не перескакивайте резко от одной методике к другой, иначе каша в голове будет как у ребёнка, так и у вас самих. Если вы видите, что что-то не получается, то подождите какое-то время и попробуйте снова. Если же вы действительно уверены, что какая-то из методик не подходит для вашего ребёнка, то тоже подождите и только потом предлагайте другую.

    Постарайтесь построить процесс обучения так, чтобы он не противоречил сам себе, а задания постепенно становились сложнее. Также можно усложнять уже пройденные задачи, добавляя к ним что-то новое.

    Не забывайте время от времени повторять пройденный материал, а также предлагать новые правила для уже пройденных игр, чтобы ребёнок научился нестандартно мыслить в рамках заданной ситуации.

    Развитие малыша должно быть комплексным, и задача не в том, чтобы развить его знания в какой-то из областей, а в том, чтобы его развитие было разносторонним. Не зацикливайтесь на чём-то одном — чередуйте спокойные игры с подвижными, книги с мультиками, информацию на кубиках с пересказами. Дети имеют сильно развитое ассоциативное мышление, поэтому разносторонний подход к информации позволит им легко запомнить пройденное и, что самое главное, понять его.