Развитие речи в раннем возрасте

    Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребёнка. Нельзя однозначно ответить на вопрос, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить — правильно и чётко произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли. Овладение речью — сложный, многосторонний психический процесс; появление и дальнейшее развитие речи зависит от многих факторов.

    Мама с ребенком читают книгу

    Имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший слух, ребёнок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Речь не передаётся по наследству. Ребёнок перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды.

    Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом:

    1. Следили за своим произношением
    2. Говорили не торопясь
    3. Чётко произносили все звуки и слова

    Нечёткая торопливая речь взрослых отрицательно сказывается на речевом развитии ребёнка, впоследствии он может так же не заботиться о том, как его речь воспринимается слушателем. Если дома постоянно говорят громко, торопливо, раздражённым тоном, то и речь малыша будет такой же.

    Важно, чтобы у ребёнка появилась потребность пользоваться речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими. 

    —  считает педагог–психолог, Оксана Глушакова.

    Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребёнка, и особенно для развития речи.

    Занятие с логопедом

    Чем меньше ребёнок, тем больше его желание двигаться, хватать всё руками, исследовать. Природа заложила в ребёнка потребность в движениях, в психомоторной активности. Движения развивают не только мышцы, но и мозг, способность ощущать, воспринимать, анализировать. Развиваясь в деятельности, в действии, мышечная система и познаёт, и запоминает, и испытывает при этом особую «мышечную радость».

    Ребенок играет с кубиками

    Ребёнок успешнее овладевает речью, когда с ним больше общаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Развитие речи в понимании многих родителей — это, как максимум, умение читать и, как минимум, рассказывать стихи. Поэтому они стремятся как можно раньше научить своего ребёнка читать, при этом многие важные стороны развития остаются без должного внимания, считает педагог.