Развиваем мелкую моторику у детей

    Каждый родитель хоть раз в жизни слышал о том, что детям необходимо развивать мелкую моторику. С этим не поспоришь, но как же сделать это правильно саим? А главное — какие конкретные преимущества даёт развитие мелкой моторики? Разбираемся подробнее.

    Для чего необходимо развивать мелкую моторику

    В широком понимании мелкая моторика — это целый комплекс скоординированных действий, которые позволяют человеку совершать точные движения конечностями (ладонями, пальцами, фалангами). 

    Многие считают, что определение «мелкая моторика» относится только к кистям рук. Да, разумеется, в основном мелкая двигательная активность задействует руки, но и мелкую моторику ног (движения пальцами ног, пятками или ступнями) развивать тоже важно.

    Дело в том, что моторика представляет собой общее функционирование нервной, мышечной и костной систем, к которым нередко подключается и зрительная система. Это значит, что постепенное и регулярное выполнение упражнений на моторику обязательно поможет ребёнку:

    1. Сформировать хороший разборчивый почерк в будущем за счёт корректной постановки руки;
    2. Развивать речь (поскольку проекция кистевой области в головном мозге располагается близко к речевой зоне);
    3. Без труда и быстро выполнять важные бытовые действия (застёгивать пуговицы, завязывать шнурки, резать, поднимать и пр.);
    4. Заниматься творчеством, требующим запечатления мелких деталей и выполнения быстрых мелких действий (рисовать, лепить, делать аппликации, играть на флейте и прочих инструментах);
    5. Правильно использовать инструменты для творчества (карандаши, ручки, кисти);
    6. Ловко пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом);
    7. Развивать логику, скорость реакции, память, координацию, наблюдательность, усидчивость;
    8. Снимать стресс и напряжение, расслабляться, избавляться от негативных эмоций за счёт фокусировки внимания на монотонных действиях, требующих точности и ловкости.

    Развитие мелкой моторики ног не столь популярно в связи с тем, что не все понимают, для чего нужно развивать их ловкость. А между тем упражнения и игры для этой зоны имеют множество преимуществ для малышей. А именно:

    1. Укрепляют мускулатуру стопы, а ещё связки и сухожилия;
    2. Способствуют правильному развитию положения стопы, снижая риск возникновения плоскостопия, а значит и искривления позвоночника;
    3. Улучшают детскую пространственную ориентацию;
    4. Развивают ловкость и навыки телесной самоорганизации.

    Лучшие игры и упражнения для развития моторики

    Для развития мелкой моторики рук и ног могут использоваться разные по сложности упражнения или игры. Успешное развитие ключевых навыков и развитие всех систем (нервной, костной, мышечной, зрительной) гарантирует только регулярное выполнение. А периодическая смена деятельности помогает поддерживать детский интерес к занятиям.

    Пальчиковые игры
    Пальчиковые игры — самый доступный способ развития мелкой моторики. Начинать выполнять их можно с младенческого возраста, по мере взросления ребёнка усложняя задачи. Что можно делать:

    • Массаж ладошек по часовой и против часовой стрелки, по линиям, по фалангам, по горизонтали и по вертикали, лёгкие надавливания на подушечки пальцев и выпуклые части ладони;
    • Сгибание и разгибание пальцев, сжимание пальцев в кулак, хлопки в ладоши;
    • Нажимание пальцами на разнообразные по плотности и текстуре предметы (твёрдые и мягкие, текстильные и металлические, холодные и тёплые и пр.);
    • Игры «ладушки», «сорока-ворона».

    Занятия пальчиковыми играми расширяют словарный запас ребёнка, если во время движений говорить, повторять стихотворения или напевать (последнее, кроме того, развивает музыкальный слух).

    Аппликации
    Выполнение аппликаций — прекрасный способ развить мелкую моторику. В процессе работы с маленькими деталями улучшаются мышечная активность всей кисти и навыки концентрации. Особенно это заметно, если предложить ребёнку что-нибудь приклеить в определённом порядке или составить полноценную картинку из кусочков разных материалов.

    Ещё один большой плюс аппликаций — работа с ножницами. Вырезание безопасными ножницами — отличный приём, позволяющий малышу развить концентрацию внимания и задействовать в работе фаланги всех пальцев (это формирует навыки хватания и удержания). 

    Вырезать можно не только простейшие геометрические фигуры (овал, треугольник, круг, квадрат), но и сложные фигуры: животных, птиц, домики, цветы. А зимой можно перейти к созданию снежинок из бумаги — это не только полезно, но и увлекательно!

    Игры с мелкими предметами
    Игры с мелкими предметами по-максимуму задействуют все зоны пальцев и кистей, воздействуя на нервные окончания. Кроме того, такие игры позволяют детям расширить спектр осязательных ощущений. С чем ребёнок может играть:

    — сыпучие вещества (песок, крахмал, мука, соль, сахар);
    — крупы (горох, фасоль, перловка, овсянка, гречка);
    — мячики для тенниса или пинг-понга;
    — конструктор из разных материалов (металл, дерево, картон, пластик);
    — паззлы, мозаики;
    — спички и счётные палочки;
    — пуговицы, бусины, бисер и стеклярус;
    — природные материалы (камни, шишки, семена, мелкие плоды и ягоды, орехи со скорлупой и без);
    — макароны разной формы (их можно нанизывать на леску или нить, создавая забавные бусы);
    — шестигранные карандаши;
    — большие и маленькие крышки от бутылок.

    С этими предметами можно делать что угодно, круг детской и родительской фантазии здесь не ограничен. Предметы можно расставлять, перемещать пинцетом из одной ёмкости в другую, пересыпать, сжимать в руках, перебирать (отделяя одни от других по цвету или форме), завинчивать и отвинчивать крышки, перекатывать предметы разной формы пальцами и ладошками. 

    Даже просто изучать их свойства полезно: спички могут сломаться пополам, сахарный кубик — рассыпаться. Главное, чтобы ребёнок в процессе находился под надзором взрослых. 

    Лепка
    Лепка считается одним из самых эффективных методов развития мелкой моторики и тактильных ощущений. В процессе лепки ребёнок учится регулировать силу и контролировать меру нажима, что в будущем пригодится ему при обучении письму. В отделах для детского досуга можно найти множество интересных фактур:

    — классический пластилин;
    — обычная и гончарная глина (голубая, белая, красная);
    — воздушный пластилин с шариками;
    — тесто;
    — гипс;
    — полимерная глина;
    — хендгам – жвачка для рук.

    Ребёнка можно просить лепить разные предметы, включая геометрические фигуры, оклеивать материалом бутылки, банки и другие ёмкости, делить пластилин на разные части и, по типу паззла, собирать детали воедино.

    Раскрашивание и рисование
    Этот лёгкий метод развития мелкой моторики является одним из самых действенных, поскольку в процессе у ребёнка согласуются действия двигательного и зрительного анализаторов, а также укрепляются двигательные навыки доминантной (пишущей) руки.

    Мелкую мускулатуру кисти позволяют задействовать специальные раскраски со множеством деталей. Чтобы не выходить за поля рисунков, у ребёнка постепенно начинает формироваться ручная ловкость и умелость. Особенно это заметно при работе с разными материалами: гуашью, фломастерами, обычными карандашами и восковыми. Ведь для того чтобы на бумаге остался след, необходимо применить разную степень нажима.

    В рисовании в контексте моторики важно работать разными техниками, что тоже позитивно влияет и на детскую речь, и на концентрацию, и на наблюдательность. Например: рисование ладошками, рисование смятой бумагой, рисование кляксами, рисование с помощью губок.

    Упражнения для мелкой моторики ног

    Упражнений для мелкой моторики ног не так много, но все они высокоэффективны, если выполнять их на регулярной основе. Какие действия можно выполнять:

    — поднимать с пола пальцами ног мелкие предметы и передавать их поочерёдно от одной ноге к другой;
    — ходить по поверхностям с разной фактурой (глина, песок, горох, галька, акупунктурный коврик или самодельный коврик с пуговицами);
    — перекатывать ступнями небольшие мячики, шестигранные карандаши;
    — рисовать пальцами ног и всей ступней на ватмане или картоне;
    — ходить след в след (по нарисованным следам на бумаге или на мокром песке);
    — пальчиковая гимнастика (сжать и разжать пальцы ног, растопырить их, подняться на носочки и пр.).

    Данный список игр и упражнений отнюдь не исчерпывающий. Мамы и папы могут найти множество интересных приёмов, как разнообразить занятия с малышом по развитию мелкой моторики рук и ног. Главное — вооружиться фантазией и не забывать об отдыхе: занятия должны приносить ребёнку радость, а не переутомление.